Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Перспективы развития рыбной промышленности Приморья

Ворожбит О. Ю., Байшева М. С.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Рыбная промышленность является одной из системообразующих составляющих экономики региона, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству рыбными продуктами питания. Кроме того, у рыбного хозяйства Приморья огромные возможности по расширению присутствия на мировых рынках.

По данным официальной статистики рыбохозяйственный комплекс Приморского края вносит весомый вклад в формирование валового регионального продукта – более 17 млрд. рублей (5,5%); даёт рабочие места 17 тыс. человек (2,9% занятых в организациях края). В 2009 году среднемесячная заработная плата одного работающего в рыбном хозяйстве края составила 19214,6 рублей и в реальном выражении выросла [2].

В последние годы в Приморском крае явно прослеживаются негативные тенденции в развитии рыбного хозяйства, которые явно прослеживаются в результанте анализа информации, приведённой в статистических сборниках. Во-первых, доля рыбохозяйственных предприятий в показателях Приморья имеет тенденцию к снижению. Во-вторых, Приморье исторически являлось лидером по добыче рыбы и морепродуктов, в последние годы на первые позиции выходит Камчатский край. Такая ситуация сложилась в результате ряда объективных и субъективных причин. Однако на сегодняшний день приходится констатировать факт спада предпринимательской активности в рыбохозяйственной деятельности Приморья.

Для того чтобы найти выход из сложившейся ситуации необходимо провести анализ причин кризисного состояния в рыбном хозяйстве, выявить ключевые проблемные блоки, определить возможные пути их преодоления.

Экономические реформы, проводимые в нашей стране в 90-х годах прошлого столетия, привели к тому, что в результате приватизации единый рыбохозяйственный комплекс распался на отдельные структуры, каждая из которых занялась добычей, обработкой и сбытом рыбопродукции. Следствием этого явился спад добычи рыбы и морепродуктов в целом по Российской Федерации практически в два раза.

В числе основных причин такой негативной динамики следует выделить отсутствие опыта работы в изменившихся условиях, просчёты в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике государства, а также отсутствие государственной поддержки в самом начале осуществления реформ. В результате произошло существенное удорожание рыбопродукции, на фоне низкой платёжеспособности населения снизилась её конкурентоспособность, и как логическое следствие конкурентоспособность рыбохозяйственных организаций.

Отсутствие технических условий у рыбохозяйственных организаций для обеспечения переработки рыбной продукции в соответствии со стандартами качества, признанными в мире привели к крайне низкому уровню их конкурентоспособности на внешнем рынке. По-прежнему преобладающей остаётся сырьевая ориентация экспорта рыбной продукции.

Анализ ближайшей истории развития рыбной промышленности ДВФО и её нынешнего состояния, оценка конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности позволили выявить ряд ключевых проблемных блоков, связанных с угрозами экономической безопасности нашей страны рис. 1.

Дезинтеграция в рыбохозяйственной деятельности. Распад рыбохозяйственного комплекса привёл к созданию значительного количества самостоятельных рыбохозяйственных структур. На сегодняшний день приходится констатировать факт отсутствия организационных и экономических связей между добычей рыбы и морепродуктов и их переработкой. Практически отсутствуют межотраслевые связи рыбопромышленных организаций с предприятиями других отраслей. Это приводит к низкой экономической эффективности рыбохозяйственной деятельности, снижению инвестиционной привлекательности в этой области.

Увеличение числа добывающих компаний в условиях ограниченных сырьевых ресурсов происходит за счёт их перераспределения, а не освоения новых объектов лова. Выделением лимитов на добычу рыбы и морепродуктов в малых объёмах рыбохозяйственные предприятия подталкиваются на браконьерство, ибо полученная квота не даёт возможности возместить произведённые затраты на промысловую деятельность.

Решением данной проблемы, с нашей точки зрения, могут стать интеграционные процессы, способствующие появлению крупных рыбохозяйственных объединений, концентрирующих в своих руках рыбодобычу, рыбопереработку и сбыт готовой продукции. Создание рыбопромышленного кластера в Дальневосточном регионе позволит объединить крупных, средних и мелких рыбопромышленников, направить их усилия на достижение единой цели – повышения конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности, а соответственно и эффективности деятельности каждой рыбохозяйственной организации.

Основоположником теории кластерного развития в экономике по праву считается М. Портер. В результате проведённых исследований он пришёл к выводу о том, что конкурентоспособность имеет свойство распространяться на ближайшее окружение.

Кластер – интегрированная структура, объединяющая группу географически локализованных предпринимательских структур, связанных между собой общностью социально-экономических целей [1, с. 278].

Кластер охватывает весь путь производства: от научных разработок, добычи рыбы и морепродуктов до выпуска конечного продукта. Между участниками кластера сохраняются конкурентные отношения, что является его отличительной особенностью от других интегрированных структур.

В качестве примера использования кластерной политики, направленной на развитие рыбной промышленности, можно привести опыт Норвегии. Вначале 1990-х гг. правительство этой страны начало осуществлять интеграционный проект по объединению всех предприятий рыбохозяйственного сектора, с целью повышения их конкурентоспособности в условиях глобализации мировой экономики. Инициатива включала в себя формирование исследовательской сети, внедрение передовых технологий, проведение совместных Интернет-презентаций. В проект были вовлечены 450 организаций Норвегии, которые напрямую или косвенно работают на рыбную промышленность. Результатом осуществления кластерной политики явилось то, что если перед началом интеграции (в 1990 г.) затраты на производство и реализацию одного килограмма лосося составляли 70 норвежских крон (при франко цене, включающей доставку до границы Норвегии), то уже в 1996 г. эти затраты снизились почти в 3 раза и составляли 24 норвежских кроны. Результатом такой политики стало резкое увеличение потребления норвежского лосося в Западной Европе, почти в 10 раз [3]. Соответственно показатели конкурентоспособности норвежской продукции значительно увеличились.

Считаю, что на Дальнем Востоке рыбопромышленный кластер должен быть создан именно в Приморье. Такой вывод базируется на анализе рыбохозяйственной деятельности в субъектах ДВФО. Предпринимательская активность в рыбной промышленности среди других субъектов ДВФО более высокая в Приморском крае и в Камчатском крае. На основании анализа потенциальных возможностей этих субъектов, вывод о создании кластера в Приморье очевиден.

Ядром рыбопромышленного кластера должны стать крупные рыбопромышленные организации, они должны заниматься и добычей, и переработкой. Вокруг лидеров кластера сосредотачиваются крупные, средние и малые рыбохозяйственные предприятия, которые могут специализироваться на выпуске отдельных видов продукции, осуществлении отдельных операций, добыче рыбы и морепродуктов. Кроме рыбопромышленных предприятий участниками кластера должны стать организации поставляющие орудия лова, тару, оказывающие сопутствующие услуги. Кластер включает инфраструктурные звенья.

Инновации являются обязательной составляющей кластера, в этой рыбопромышленный кластер должен в обязательном порядке иметь в своём составе структуру, разрабатывающую новые виды продукции, новые технологии. Это могут быть институты ДВО РАН, НИИ ДВФО, ведущие вузы.

Кадровое обеспечение рыбопромышленного кластера могут также осуществлять вузы – участники кластера. При этом сотрудничество будет, безусловно, взаимовыгодным. Кластер и организации, входящие в его состав будут определять приоритетные направления научных исследований, осуществлять их финансирование, результаты исследований получат практическое применение, что повысит не только конкурентоспособность рыбохозяйственной деятельности, но и конкурентоспособность вузов. Организация практик, совершенствование учебных планов, привлечение специалистов из реального сектора в учебный процесс, трудоустройство выпускников и т.п.

Обеспечение сбыта продукции кластера требует наличия соответствующих структур для проведения конъюнктурных исследований, продвижения продукции, ведения работ по охвату рынка, мониторинга конкурентов.

Следует отметить, что региональное экономическое развитие на основе стимулирования кластеров предполагает инициативу и совместные усилия бизнеса и администраций субъектов. Роль, которую должны играть администрации территорий и бизнес при развитии отраслевых кластеров разная, но взаимодополняющая.

Роль администрации должна состоять в поддержке и инициировании процессов активизации кластеров. Региональные администрации практически всегда сильно вовлечены в деятельность бизнеса. Бизнес же часто оказывает сильное влияние на администрацию. Поэтому особенно важно участие администрации в кластерных совещаниях и принятии решений, касающихся развития кластеров.

У территориальных администраций имеется высокоэффективный способ стимулирования кластеров. Этот инструмент – целевые програм- мы. Они могут оказать существенное влияние на развитие кластера.

Основные принципы создания рыбопромышленного кластера в Приморье:
♦♦ Принцип добровольности.
♦♦ Принцип целостности.
♦♦ Принцип «ядра» – ведущего предприятия.
♦♦ Принцип поддержки и содействия со стороны административных органов.
♦♦ Принцип равноправной заинтересованности членов кластера.
♦♦ На рис. 2 представлена предлагаемая организационная структу- ра рыбопромышленного кластера.

Создание рыбопромышленного кластера позволит решить широкий спектр экономических, социальных и иных проблем. В условиях класте- ра повысится конкурентоспособность выпускаемой рыбной продукции за счёт обеспечения факторов на неё воздействующих, а соответственно возрастёт конкурентоспособность и самих производителей.

Литература

1. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость.: пер. с англ. / М. Э. Портер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.

2. Приморский край и субъекты ДВФО в 2009 году. 2010: Бюллетень / Владивосток: Приморскстат, 2010. 88 с.

3. Food and food products. Электронный ресурс. URL: http://www.fao.org.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.