Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Позиция Российской Федерации в отношении архипелага Спратли: интересы, риски, возможности

Луценко Е. А.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Азиатско-Тихоокеанский регион – это относительно новый, дина­мично развивающийся экономический и политический центр, привле­кательный для построения отношений равноправного партнёрства, реа­лизации совместных экономических проектов, создания благоприятного политического климата и поддержания транспарентной архитектуры безопасности. Подобное определение АТР воспроизводится в каждой ре­дакции Концепции внешней политики РФ на протяжении последних десяти лет.

Российская Федерация активно позиционирует себя как азиатско­тихоокеанская держава. Всесторонняя включённость в регион, заявлен­ная в качестве желанной перспективы для России, означает готовность брать на себя частичную ответственность в решении региональных про­блем, от разрешения которых во многом зависит будущий облик АТР: останется ли регион полюсом стабильного развития или обратится в «го­рячую точку».

Одной из проблем со значительным конфликтогенным потенциа­лом является застарелый, но неугасающий спор вокруг архипелага Спратли, на владение которым претендуют Китай, Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней. За комплексность конфликта эксперты окрестили акваторию Южно-Китайского моря, где располагаются спор­ные территории, «пороховой бочкой» Юго-Восточной Азии [8].

Формально Москва не признает суверенитет ни одной из держав над спорными территориями, придерживаясь верховенства междуна­родного права в разрешении подобных вопросов. Вместе с тем, попытки применения международного права по отношению к спорным островам не увенчались успехом: большая часть сторон конфликта трактует Кон­венцию ООН по морскому праву в свою пользу. Нормативно-правовая база территориального спора ограничивается вышеупомянутой Конвен­цией и Декларацией поведения сторон в Южно-Китайском море, кото­рая, ввиду отсутствия обязательной юридической силы, не способна при­вести к долгосрочному разрешению проблемы.

В ближайшей перспективе найти решение, устраивающее всех участников конфликта, не представляется возможным. Справедливо от­метить, что по многим показателям статус-кво удовлетворяет интересам сторон. По существу, все территории, пригодные для использования, уже были освоены сторонами конфликта в ходе столкновений в XX веке. Не­смотря на отсутствие права владения, государства осуществляют факти­ческий контроль над островами.

Географически Россия располагается далеко от акватории Южно­Китайского моря, но Москва также обладает здесь своими интересами, которые при любом качественном изменении ситуации могут быть уте­ряны. Российская Федерация поддерживает добрососедские отноше­ния со всеми странами региона, в том числе и с участниками данного конфликта. Более того, Китай и Вьетнам, ближайшие союзники РФ в регионе, по совместительству являются самыми ярыми противниками. Какова же позиция РФ в этом споре? Стоит ли причислять её к третьей стороне конфликта наряду с США? Или имеет смысл говорить о России и её союзниках в ЮВА, оставляя за рамками проблемы ЮКМ?

Для понимания позиции России по территориальному диспуту не­обходимо оценить разные аспекты её включения в АТР.

Россия является крупным поставщиком оружия в страны ЮВА. Например, с 1950 по 2010 годы объём российско-вьетнамской торговли оружием суммарно превысил 23,6 млрд. долларов и составляет 90% им­портируемого Вьетнамом оружия [7]. Налажена торговля и с Индонези­ей, Малайзией, Сингапуром, Брунеем. С 2000 года экспорт вооружения России вырос в семь раз и составил в 2013 году 15,7 млрд. долларов [6]. Половина от этой суммы приходится на АТР в целом и ЮВА в частности [4].

Таким образом, политическая напряжённость, сохраняющаяся, в том числе, и по причине многостороннего территориального конфликта и подталкивающая страны региона к «гонке вооружений», выгодна Рос­сии как экспортёру оружия. Следует подчеркнуть, что закупка оружия не означает неминуемого вооружённого столкновения. В XXI веке коли­чество вооружений выступает в качестве гаранта безопасности. Также необходимо отметить, что Россия ни в коей мере не подстрекает страны к росту напряжённости, а выступает в качестве нейтрального лица.

В апреле 2012 года «Газпром» подписал соглашение с вьетнамской компанией PetroVietnam о совместном освоении двух нефтегазовых бло­ков, частично находящихся внутри «девятипунктирной линии», грани­цы акватории ЮКМ, на которую претендует КНР. Деловое соглашение российско-вьетнамских компаний было расценено как втягивание Рос­сии в конфликт на стороне Ханоя. В связи с этим, пресс-представитель МИД КНР отметил: «Китай надеется, что предприятия внерегиональ­ных стран будут уважать и поддерживать усилия соответствующих госу­дарств в решении спорных вопросов путём двусторонних переговоров, не будут втягиваться в конфликт в Южно-Китайском море» [5].

Беря во внимание подобную реакцию, объективно полагать, что в случае удовлетворения требований КНР в Южно-Китайском море (Ки­тай претендует на 80% его акватории) «Газпром» потеряет свою лицен­зию на разработку месторождения. Открывшуюся нишу, вероятно, зай­мёт индийская ONGC, которая, с одной стороны, также сотрудничала с Вьетнамом на блоке 128, но с другой стороны, подписала меморандум с китайским нефтегазовым гигантом CNPC о совместных поисках ресур­сов в третьих странах и расширении сотрудничества в переработке неф­ти и газа, строительстве и управлении трубопроводами и т. д. [1].

При сохранении статус-кво Россия вынуждена лавировать между трениями «двойки» Китая и Вьетнама в их территориальных разногла­сиях, тщательно выдерживая баланс отношений в этом «треугольнике».

Если предположить, что один из двух участников спора выйдет победителем, Россия окажется в весьма неудобном положении. С одной стороны окажется Китай, давний союзник, оказавший сдержанную под­держку РФ в отношении Крыма [2]; с другой стороны – Вьетнам, стра­тегический партнёр, с которым Россию объединяют драматические годы XX столетия. В случае подобного разрешения конфликта, Россия будет «связана по рукам и ногам» в своих словах и действиях. Попытки вос­становить нарушенный баланс «треугольника», скорее всего, приведут к охлаждению отношений с одной из сторон. В свою очередь, разлад со своими главными союзниками в регионе способен существенно повлиять на интеграцию России в АТР в целом.

В контексте проблемы Южно-Китайского моря невозможно не упо­мянуть про курс США на «возвращение в Азию». Стремление Китая ис­пользовать тактику силового давления в отношении разрешения спора в 90-х годах привело к информационной кампании Филиппин, направ­ленной на осуждение действий КНР международной общественностью. Более того, уже в 1995 году США негласной поддержкой своего Юго­Восточного союзника проявили знак своей включённости в данный территориальный конфликт. Специальный посланник американского президента в разговоре с президентом Филиппин Фиделем Рамосом «в категоричной форме выразил поддержку попыткам Филиппин остано­вить китайское проникновение» [3]. После отпора, который страны ЮВА дали КНР, последняя отложила попытки завладеть островами. Пекин осознал, чем грозит устойчивое представления Китая как агрессивной державы. Тем не менее, в первой половине 2011 года столкновения про­тивоборствующих сторон возобновились. На этот раз под усиленным дав­лением КНР и Вьетнам, вслед за Филиппинами, обратился за помощью к США. Были проведены совместные вьетнамо-американские учения ВМС. В результате, за последние 15 лет территориальный спор в Южно­Китайском море получил подлинную интернационализацию. Более того, в конфликт вмешалась сверхдержава, которая наряду со странами АСЕАН настаивает на многостороннем формате решения территориаль­ного спора.

При любом исходе США будут наращивать своё военное присут­ствие в ЮВА: либо чтобы защитить слабые государства от нападок Ки­тая, либо в качестве приглашения от благодарных союзников (победа в территориальном споре одной из стран АСЕАН без помощи США мало­вероятна). Оба расклада не отвечают национальным интересам РФ.

Подводя итог, стоит отметить, что Российской Федерации для под­держания своей позиции в территориальном споре необходимо продол­жать следовать курсом исключительно своих национальных интересов; не идти в фарватере чужой политики; отстаивать верховенство права в международных отношениях; не принимать чью-либо сторону в раз­решении конфликтной ситуации. С точки зрения стратегических инте­ресов РФ, особое внимание следует уделить балансировке отношений в треугольнике РФ-КНР-СВР: работать над постепенным сближением по линии Пекин-Ханой и не допустить полного поворота Вьетнама к США.

Литература

1. Вихров В. Спор за нефть и газ Южно-Китайского моря // Международная жизнь. [Электронный ресурс]. URL: http://interaffairs.ru/print.php?item=8644 (дата обращения: 26.03.2014 г.).

2. Двойственная стратегия: позиция Китая по Украине // Ведомости, интернет-газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/23779041/dvojstvennaya-strategiya-poziciya-kitaya-po-ukraine (датаобращения: 16.05.2014 г.).

3. Мосяков Д. На грани фола: политика Китая в Южно-Китайском море // Перспективы. Фонд исторической перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/azia/na_grani_fola_politika_kitaja_v_juzhno-kitajskom_more_2014-01-16.htm (дата обращения 20.04.2013 г.).

4. Половина экспорта оружия России приходится на Азию // РИА Новости. [Электронный ресурс]. http://ria.ru/defense_safety/20131101/974254033.html (дата обращения: 16.05.2014 г.).

5. России следует избегать подачи непонятных сигналов в Южно-Китайском море// «Жэньминьжибао» он-лайн. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/95181/7784759.html (дата обращения: 16.05.2014 г.).

6. Семикратный рост экспорта вооружений // Ростех. [Электронный ресурс]. URL: http://rostec.ru/news/3107 (дата обращения: 12.05.2014 г.).

7. Центральный Военно-морской портал [Электронный ресурс]. URL: http://flot.com/news/navy/index.php (дата обращения: 19.11.2013 г.).

8. A Sea of Troubles: Asia Today Compared to Europe Before World War I // Time World. [Электронный ресурс]. URL: http://world.time.com/2013/02/01/a-sea­of-troubles-asia-today-compared-to-europe-before-world-war-i/?iid=gs-main-lead/ (дата обращения: 20.04.2013 г.).

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2014 г.