Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Имидж России в глазах общественности КНР

Ли Суйань

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Как общественное мнение Китайской Народной Республики оце­нивает своего великого северного соседа? Как изменялся имидж России в глазах китайцев в течение более 60 лет? В своей монографии «Образ России в Китае (1949 – 2009 гг.)», опубликованной в ноябре 2012 г., я попытался дать ответы на эти важные вопросы.

Для исследования этого темы мной были изучены архивные доку­менты, научные книги, статьи, литературные и художественные произ­ведения, учебники, мемуары, письма, веб-сообщения, интервью и другие источники. Я стремился найти ценную информацию, чтобы мои выводы были выстроены на прочном фундаменте.

Я разделил шестидесятилетнюю историю КНР на три периода и рассмотрел вышеназванную тему по следующим аспектам:

  • двусторонние отношения между Китаем и СССР/ Российской Фе­дерацией этого периода;
  • образ, который СССР/РФ и Китай надеялись создать;
  • подход к созданию этого образа у Китая и СССР/РФ;
  • соответствующие действия, предпринимавшиеся сторонами;
  • образ СССР/РФ, созданный в китайских учебниках, литератур­ных произведениях и искусстве;
  • «советский комплекс», сложившийся у китайцев;
  • как китайцы оценивают природу, культурные достижения, уро­вень цивилизации, национальный характер россиян;
  • имидж российских женщин, скинхедов и полиции в Китае;
  • как китайцы оценивают положительный/отрицательный опыт, уроки истории;
  • реакции китайцев на сообщения СМИ России о «китайской угро­зе»;
  • как китайцы предсказывают будущее России и будущее китайско­русских отношений;
  • сравнение образа России в Китае и образа Китая в России.

Исследование изменения имиджа России в Китае в течение 60 лет позволило в итоге сделать следующие выводы:

1. Имидж России в КНР сложился под воздействием множества факторов: общественная ситуация в СССР/РФ, общественная ситуация в КНР, состояние двусторонних отношений, степень осведомлённости в Китае о России.

2. Хорошие отношения между странами могут способствовать фор­мированию положительного имиджа каждой из них в глазах соседа. Положительный имидж страны может, в свою очередь, улучшить отно­шения между двумя странами. В этом его позитивное влияние. В про­тивном случае, имидж может привести к негативным результатам.

3. Имидж России в Китае отражает имидж китайцев в Китае. Ис­ходя из восприятия и оценки России в Китае, можно узнать об обычаях, идеях, ценностях, уровне жизни, моральных нормах, степени цивилизо­ванности, а также эмоциях, ментальности, психологии, мотивации, по­требностях самих китайцев. Имидж России в Китае как зеркало, которое отражает собственную тень китайцев.

4. В течение шестидесятилетней истории КНР имидж СССР/РФ из­менялся вместе с изменением отношений между двумя странами. В этом процессе можно выделить три стадии:

  • положительный имидж («медовый месяц», с 1949 г. до начала 1960-х гг.) – ещё один союзник, глава большой социалистической семьи, волшебное царство, «старший брат»;
  • негативный имидж (период конфронтации, начало 1960-х гг. – 1989 г.) – «советский ревизионизм», советская гегемония, сверхдержава, угрожающая безопасности Китая;
  • более объективный имидж (1989 г. – настоящее время) – друже­ский партнёр по стратегическому взаимодействию. На протяжении первых двух этапов, будь то этап дружеских отно­шений или этап ожесточённой конфронтации, имидж Советского Союза в Китае был в некоторой степени искажён. Разница только в том, что в 1950-х годах имидж Советского Союза приукрашивался, а в 1960-1980-х годах – очернялся. В ходе третьего этапа имидж России становится в основном реалистичным и объективным.

5. За 60 лет существования КНР образ России в глазах китайцев претерпел значительные исторические изменения. Имидж России очень сложен, что обусловлено сложностью отноше­ний двух стран. Оставляя в стороне запутанные отношения между Кита­ем и Россией в течение более чем трёхсот лет (с XVI в. до 1949 г.), можно сказать, что даже в течение недавних шестидесяти лет (1949 – 2009 гг.) двусторонние отношения сильно изменялись: от «медового месяца» к острой конфронтации; от образа "старшего брата" до самого опасного врага.

6. Причина трансформации имиджа России в Китае в том, что Рос­сия меняется. В течение 60 лет, наш сосед пережил сложные изменения. В 1950 году СССР – это первая в мире социалистическая страна, «первая скрип­ка» социалистического лагеря. В период 1960-1980-х гг. – сверхдержава, борющаяся с США за контроль над миром. В 1991 году Россия, как пра­вопреемник СССР, отказалась от социалистического режима и выбрала капиталистический путь. Так в России начался трудный переходный период. И до сих пор мир видит её слабую экономику и могучие воору­жённые силы. Россия превратилась в один из полюсов многополярного мира, и, хотя РФ стремится к возрождению, пока это не вполне удаётся. При таких радикальных изменениях неизбежно должен был изменить­ся и имидж России в глазах китайцев.

7. Изменения имиджа СССР/РФ отражают социальные изменения в Китае, собственное развитие китайцев. В течение 60 лет китайское общество, сами китайцы претерпели сложные изменения. Наряду с этими изменениями, китайцы наблюда­ли, оценивали СССР/РФ, каждый раз используя новые нормы, новые точки зрения и позиции. В результате Россия имела несколько образов в зеркале китайского общественного мнения.

В эпоху Мао Цзэдуна, в Китайской Народной Республике анали­зировали обстановку в мире на основании идеологии, различая друзей и врагов. Китайские люди обращали внимание на характер общества СССР, особенно в период конфронтации. В то время китайское обще­ственное мнение было сосредоточено на вопросе: СССР – это социали­стическая страна или ревизионистская страна? В 1990-х годах в Китае больше не обращали внимания на идеологию России, и имидж северно­го соседа стал иным: ни союзник и ни враг, а дружественный стратеги­ческий партнёр.

До 1980-х годов китайская промышленность являлась очень отста­лой, требовала очень мало энергоресурсов. Тогда китайцы не осознавали, что Россия является сверхдержавой по наличию ресурсов. За последние 20 лет в Китае произошла быстрая индустриализация, поэтому потреб­ность в иностранных энергоносителях резко возросла. В результате Ки­тай обращал всё больше и больше внимания на энергоресурсы России, и начал воспринимать её как «энергетическую сверхдержаву».

8. В Китае был взят курс на создание имиджа советского государ­ства с помощью всесторонней крупномасштабной пропаганды. В рамках этого курса порой принимали принудительные меры, т.е. использовали государственный диктат, чтобы заставить общественное мнение принять определённый образ Советского Союза.

В 1950-х годах во время китайско-советской дружбы, китайское правительство запрещало любое отрицательное мнение о Советском Союзе. Если кто-то отзывался отрицательно о СССР, то он подвергался политическим преследованиям. В то время в Китае всё «антисоветское» приравнивалось к политическому преступлению. Когда один из китай­ских историков заявил, что царская Россия вторглась в Китай, он был назван «правым».

В 1950-х гг. два китайских учёных усомнились в правильности тео­рии Т.Д. Лысенко, которая стала популярной в СССР. В результате они были подвергнуты политическому преследованию.

Ху Хянсу – китайский ботаник, педагог, один из основателей совре­менной биологии Китая. В своей книге он выразил сомнение в теории Лысенко, и вместе с другом известном биологом Тан Джаджэн высту­пил за развитие генетической доктрины Менделя-Моргана. Китайские чиновники критиковали его, и характеризовали его подход как «анти­советский», «антикоммунистический», говорили, что он проповедовал "идеологическую, метафизическую доктрину Менделя-Моргана". Тан Джаджэн также встретил политическую критику властей.

Ли Цзинцзун – генетик-биостатистик. Он не доверял теории Лы­сенко, поэтому он подвергся жестоким политическим гонениям и был вынужден бежать заграницу.

В период китайско-советской конфронтации ситуация изменилась: если кто-то давал положительную оценку Советскому Союзу, то его участь была прискорбной. Один китайский интеллигент, у которого было своё собственное, независимое мнение о СССР и советско-китайских отноше­ниях, во время «медового месяца», заявил: «Советский Союз не так хо­рош, как пропагандируют». Он был арестован за это. После ухудшения китайско-советских отношений, он сказал: «Советский Союз не так плох, как пропагандируют». Он был осуждён ещё раз.

В Харбине в эти годы было сфабриковано примечательное судеб­ное дело. В январе 1968 г. У Бин-юань и Ван Юнчжен редактировали и расклеивали на улицах свою газету «На Север». Харбинские власти посчитали, что «Север» – это Советский Союз, который расположен к се­веру от Китая, а также решили, что в газете «На Север» У Бинюаня и Ван Юнчжена выражали тоску по «советскому ревизионизму» и жела­ние переехать в СССР. Таким образом, эти два харбинца были осуждены как «действующие контрреволюционеры» и брошены в тюрьмы.

Приводимые мной фотографии показывают, как полиция повела этих двух несчастных харбинцев на казнь в пригород, где они оба были расстреляны. Имена У Бинюаня и Ван Юнчжена до сих пор не реабили­тированы.

9. Имидж страны является важной составной частью «мягкой силы» государства, и Россия придаёт большое внимание заботе о своём имид­же. В 1950 году Китай провёл массовую кампанию: «пропагандировать Советский Союз, учиться у Советского Союза». Она чрезвычайно способ­ствовала укреплению «мягкой силы» СССР, поэтому Советский Союз ак­тивно отвечал на эту кампанию, старался создать свой положительный, красивый образ вместе с Китаем. Таким образом, Советский Союз зна­чительно усилил своё влияние в КНР. В 1960 – 1980 годах, во время кон­фронтации, СССР не мог участвовать в деятельности по формированию своего образа в Китае, а наоборот, эти две страны занимались взаимной клеветой, что серьёзно исказило их образы. После нормализации двусто­ронних отношений, Советский Союз, а затем Россия, вновь участвовала в деятельности по формированию своего образа в Китае, например, вместе с Китаем организовала «Год государства», «Год языка» и т.д. Действия Советского Союза и России доказали: активное участие в деятельности по формированию своего положительного образа в другой стране – это важный способ нарастить свою «мягкую силу» и развить двусторонние отношения.

10. Образ России в Китае, образ Китая в России. Сравнение.

Образы двух стран улучшились за последние 20 лет. Китай в гла­зах русских или Россия в глазах китайцев – какой из этих образов луч­ше? Думаю, что образ России в Китае лучше, чем образ Китая в России. Причины состоят в нижеследующем:

(1) В последние два века Россия обладала многими преимущества­ми перед Китаем. Китай выше ценит Россию, чем Россия – Китай.

(2) Россия обращает большое внимание на Европу и США, её редко интересует Китай, а Китай всегда привлекает Россия.

(3) В ХХ веке СССР/Россия стала примером для Китая. В 1950-х годах у СССР стали активно учиться.

(4) Для граждан обеих стран информация асимметрич­на. Китай и Россия имеют разные социальные режимы, поэтому российские СМИ могут свободно и открыто публиковать различ­ные замечания о Китае, такие как «китайская угроза», «жёл­тая опасность», в таком случае у русских легко создаётся не очень положительный имидж Китая. А в Китае СМИ строго подкон­трольны правительству, то есть существует только один голос по требованию властей: китайско­русские отношения стратегиче­ского сотрудничества и партнёр­ства непрерывно развиваются в очень доброжелательном и очень гармоничном виде, народы двух стран уважают и любят друг дру­га... Такая информация является односторонней, поэтому китайцы не знают реальную ситуацию в России и подход российских СМИ к Китаю.

Очень важно, чтобы обе страны, Китай и Россия, делали всё, чтобы создать и улучшить свой имидж в сердцах жителей соседа. Это требует совместных усилий двух стран.

В XXI веке Китай и Россия продолжают углублять взаимное доверие и улучшать отношения стра­тегического партнёрства между двумя странами. В такой атмосфере обе страны должны быть полностью осведомлены о важности имиджа друг друга. Необходимо дать общественности как можно более объективную, беспристрастную и всеобъемлющую информацию о своём соседе, запре­тить искажённую, одностороннюю, враждебную информацию.

Приложение

Оглавление монографии: Ли Суйань. Образ России в Китае. Харбин, 2012. 487 с.

Предисловие

Глава I.
1. Китайско-советские отношения в 1950-х годах
2. Формирование образа СССР: как это делалось в Китае
3. Формирование образа СССР: «советский старший брат»
4. Образ СССР в китайских учебниках
5. Образ СССР в китайских произведениях литературы и искусства
6. Советский комплекс

Глава II.
1. Раскол в китайско-советских отношениях
2. «Советский ревизионизм»
3. «Советский гегемонизм»
4. Образ СССР в китайских учебниках
5. Образ СССР в китайских произведениях литературы и искусства
6. Советский комплекс
7. Последние годы СССР

Глава III.
1. От нормализации китайско-советских отношений к установлению китайско-российского стратегического взаимодействия и партнёрства
2. Стремление познать Россию 3.Общее впечатление: красивая природа, блестящая культура, циви­лизованный народ
4. Русский характер
5. Русские женщины
6. Страна, у которой можно получить опыт успехов
7. Страна, у которой можно получить уроки поражений
8. Сосед, смотрящий с подозрением
9. Небезопасная страна
10. Сравнение образа России в Китае и образа Китая в России
11. Образ России в китайских учебниках
12. Образ России в китайских произведениях литературы и искусства
13. Советский комплекс
14. Будущее России
15. Будущее китайско-российских отношений

Заключение

Послесловие

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2014 г.