Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Деятельность благотворительных организаций и обществ по поддержке учебных заведений в городах Дальнего Востока во второй половине XIX – начале XX вв.

Лазарева С. И.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Сегодня, когда идёт процесс модернизации российского образова­ния, делаются попытки создания эффективной модели обучения, спо­собной конкурировать с системами образования передовых стран мира в начале XXI в., внимание отечественных исследователей направлено на изучение вопросов, связанных с формированием школ и высших учебных заведений в России как в дореволюционный, так и советский периоды, которые содержат немало интересного и полезного для наращивания и воспроизведения интеллектуального потенциала общества.

Большой интерес для историков представляет исследование эво­люции системы образования на Дальнем Востоке в условиях социаль­ной трансформации в конце XIX-начале XX вв., когда государственные, общественные и благотворительные организации, максимально моби­лизовав свои силы и имеющиеся средства, направили их на решения тех задач в сфере образования, которые представлялись неотложными. Именно в этот период и были заложены основы воспитания и образова­ния в России, обеспечившие поступательное развитие системы образова­ния и достижение лидирующих позиций в мире.

Одной их важнейших социальных проблем в XIX в., требующей со­вместных усилий государственных, общественных и благотворительных организаций, было создание развитой системы народного образования на Дальнем Востоке.

В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения (далее МПН), а в 1803 г. – Главное правление училищ, заботы которых в области развития образования на первых порах сосредоточилась преи­мущественно в европейской части России.

Все учебные заведения того времени можно было классифициро­вать по организационно-правовой форме на государственные, муници­пальные и частные (отдельных лиц, общественных организаций, а также религиозных обществ). Аналогичная система образования складывалась и на территории дальневосточной окраины России.

Городское население Дальнего Востока к середине XIX в. было очень малочисленным – 27,6 тыс. чел., менее 1 % всех его жителей. (ГАХК. Ф..849. Оп..1. Д..4. Л..31, 32). Развитие школьной сети в этот период шло медленно. Специальные и технические училища отсутство­вали вообще.

Как сообщал журнал «Сибирские вопросы», правительство остава­лось совершенно равнодушным к просвещению в Сибири и на Дальнем Востоке.

К 1886 г. в Амурской и Приморской областях было всего 52 школы. [15, с..34]. Но постройка школ не решала проблемы. Часто в новых за­ведениях занятия не начинались из-за отсутствия педагогов. В Приа­мурском генерал-губернаторстве насчитывалось до 60 школ, где не было учителей. Как результат – в 1891 г. наблюдалось снижение количества учеников. [12, с..20].

Особенно неудовлетворительная ситуация с обучением детей сло­жилась в районах крайнего северо-востока Приамурского генерал- гу­бернаторства, первая церковноприходская школа на Чукотке была от­крыта в 1883 г. в с. Марково по просьбе самих жителей. Учителем в ней стал работать потомок юкагиров А.Е. Дьячков. Программа в школе была самой примитивной, в течение 5 – 6 лет дети обучались читать и писать по-русски [8, с..131].

Вопрос о необходимости создании на Чукотке министерских школ был поднят Приамурским генерал-губернатором П.Ф. Унгербергером в 1910 г. Он обратился в Министерство просвещения с предложением открыть в сёлах Уногин и Уэлен школы и опытные станции по олене­водству, собаководству и рыболовству. Школы были открыты только в 1916 г., но занятия велись нерегулярно.

О том, во сколько обходилось содержание учебных заведений в крае, можно судить по Амурской области. В 1889 г. на эти расходы при­шлось 103 575 руб. в год (из них за счёт казны 26 469 руб.). От населения поступило 39 342 руб., от Синода – 37 764 руб. 56 коп., миссионеры по­жертвовали 200 руб., золотые прииски – 11 700 руб. По сословиям расход на содержание школ распределялся следующим образом: городское – 14 250 руб., казачье 11 072, крестьянство – 3 507 руб. [11, с..58].

В связи с развитием промышленности, транспорта, торговли город­ское население начинает расти быстрее, чем сельское. Его пополнение шло из разных источников. На Дальнем Востоке, имевшем большую концентрацию войск, ежегодно увольнялись в запас тысячи солдат и ма­тросов, часть из которых оставались в крае на постоянное жительство, обзаводились семьями и детьми. В 90-е годы роль этого источника по­полнения стала возрастать с принятием в 1893 г. закона, предоставляв­шего пожелавшим остаться демобилизованным воинам ряд льгот. Ухо­дившие в запас солдаты и матросы оседали, преимущественно в городах (к 1897 г. в Приамурском генерал- губернаторстве насчитывалось более 15 тыс. запасных) (ГАХК. Ф..849. Оп..1. Д..4. Л..31, 32, 33), где эконо­мическое развитие постоянно увеличивало потребности в квалифици­рованных кадрах для промышленности, транспорта, здравоохранения, государственной службы. Поэтому царская администрация вынуждена была время от времени проявлять «заботу» о просвещении, открывать школы и другие учебные заведения в регионе.

Мерилом всех усилий по развитию народного образования являлся ежегодный казённый кредит – в Приамурском крае в 1900 г. он увели­чился по МНП на 235 тыс. руб., по военному ведомству – на 145 тыс. руб. и по духовному ведомству – почти на 27 тыс. руб. В этом была немалая заслуга Приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекова, с завидной настойчивостью решавшего сложную проблему. [5, с..211].

Новые учебные заведения открывались преимущественно в круп­нейших населённых пунктах, и, прежде всего, в городах.

По переписи 1897 г., грамотных среди горожан было вдвое больше, чем среди сельских жителей. Это была заслуга местного самоуправле­ния, взявшего на себя роль организатора школьного строительства в го­родах региона. Городовые положения 1870 и 1892 гг. предусматривали прямое участие самоуправлений в деле просвещения. Так, согласно пун­кту IX статьи 2 первой главы Положения 1892 г., к предметам ведения городского общественного управления относилось «попечение о разви­тии средств народного образования и установленное законом участие в заведовании учебными заведениями» [4, с..147].

В городах Дальнего Востока, как и в целом в крае, постепенно скла­дывалась единая система обучения. Первая ступень включала в себя школы низшего типа, куда входили министерские, приходские, церков­ноприходские, поселковые, казачьи, частные и другие начальные учеб­ные заведения.

Подобные школы стали открываться в городах ещё до формиро­вания в них общественных управлений. Так, в Чите первое приходское училище открыли в 1865 г [2, с..9, 10, 11]. В 1866 г. в Благовещенске на средства казны на базе мужского отделения частной школы, созданной кружком офицеров и чиновников, открылось первое народное училище [10, с..41-60]. В 60-е гг. в Троицкосавске, Верхнеудинске, Нерчинске, Благовещенске и Николаевске-на-Амуре были созданы женские учили­ща (РГИА.ДВ Ф..701. Оп..1. Д..11. Л..23, 24). В 1873 г. женское учили­ще было переведено во Владивосток, положив начало школьному делу в городе. Тогда же открылась первая школа в Хабаровске, что было связа­но с посещением селения великим князем Алексеем Александровичем, пожертвовавшим на эти цели деньги; по его имени школа получила на­звание Алексеевской (ГАХК. Ф..849. Оп..1. Д..4. Л..43, 44, 45).

С введением в городах края местного самоуправления часть суще­ствующих школ стала передаваться городскому управлению, появились новые учебные заведения. Так, в 1876 г. во Владивостоке открылось первое мужское элементарное училище, в 1886 г. – одноклассное при­ходское училище (преобразованное затем в трёхклассное), которые со­держались на средства города. К 1890 г. в городе действовали уже два мужских элементарных, городское приходское трёхклассное, женское училище, а также частное приготовительное училище Филиппченко [3,с..110].

В 1881 г. Алексеевскую школу в Хабаровске передали обществен­ному управлению города, назначили начальника школы, который руко­водил и учебной, и хозяйственной частью. В 1883 г. в городе было откры­то второе учебное заведение низшего типа – Иннокентьевское училище, также взятое на содержание самоуправлением. В 1889 г. в Хабаровске открывается трёхклассное городское училище для мальчиков. Оно по­степенно расширяется и преобразовывается в шестиклассное, а с 1896 г. училище стало называться Николаевским. В 1890 г., после открытия трёхклассного училища, Алексеевская школа была преобразована в двухклассное женское училище (ГАХК. Ф..849. Оп..1 . Д..4.Л.З1, 32).

К 1911 г. число начальных училищ в городе увеличивается с четы­рёх до восьми. Так, пятому городскому училищу было присвоено имя ге­роя Русско-японской войны генерала Н.И. Кондратенко; седьмому – имя графа Н.Н. Муравьёва-Амурского. Летом 1912 г., когда страна отмечала столетний юбилей Отечественной войны 1812 г., восьмое городское учи­лище получило имя Александра Благословлённого (Александра I – офи­циального героя победы над Наполеоном [13, с..154].

В Благовещенске в 1890 г. на городские средства было открыто вто­рое народное училище имени А.Н. Корфа, а в 1900 г. – трёхклассное городское училище. В 1901 г. в городе действовали городское трёхкласс­ное, начальное женское двухклассное, четыре мужских и одно женское одноклассные училища, две воскресные школы. В 1908 – 1909 гг. откры­лись начальные училища имени Толстого, Тургенева и Ломоносова [10,с..41-60].

К концу 90-х гг. в Верхнеудинске, благодаря усилиям городской думы, были открыты две церковноприходских школы в предместьях за реками Селенга и Уда, а городское уездное училище было преобразова­но в городское трёхклассное [6, 11].

С 1906 по 1909 гг. в Чите построены новые каменные здания для двух начальных училищ, открыты пять новых учебных заведений: 13, 14, 15, 16 и 17-е городские приходские училища, – принято на содержа­ние города мещанское училище (18-е городское) [9, с..69].

Однако учебных заведений не хватало, поэтому в отчётах военного губернатора Приморской области В.В Флуге, направляемых в МВД за 1905 – 1907 гг., неоднократно обращалось внимание на необходимость увеличения кредитов МНП на постройку новых школ [3, с..110].

Нужны были средства и на ремонт старых школ. Ощущался недо­статок в учителях.

В помощи и поддержке нуждались, естественно, все учебные за­ведения системы образования, созданные как Министерством народного просвещения, так и иными общественными и сословными организация­ми, частными лицами (право на открытие школ им было дано прави­тельством России в 1864 г.). Городские самоуправления, широкие слои общественности, прежде всего состоятельные люди, оказывали актив­ную поддержку всем звеньям образовательной сферы. Так, инициато­рами учреждения первой школы в Хабаровске были известные купцы, впоследствии гласные городской думы М.Л. Чардымов, А.Ф. Плюснин, И.Р. Рафаилов. Плюснин пожертвовал школе собственный дом, Чарды­мов обязался выплачивать ежегодное пособие в 800 руб., а Рафаилов взял на себя труд по организации этого учебного заведения (РГИА ДВ Ф..849. Оп..1. Д..4. Л..43-45).

Членом попечительского совета Николаевского-на-Амуре женско­го училища был крупный торговец, прусский подданный Ф. Людорф. В 1865 г. он занял должность городского старосты на один год, и по предло­жению военного губернатора области И. Фуругельма, оставался на этой должности несколько лет. В августе 1871 г. губернатор отмечал, что со времени вступления Ф. Людорфа в должность городского старосты вид Николаевска-на-Амуре стал улучшаться. За годы работы в попечитель­ском совете женского училища Ф. Людорф пожертвовал на его нужды 8 тыс. руб. (РГИА ДВ Ф..701. Оп..1. Д..10. Л..23, 34-35).

По примеру благотворительных организаций общественного при­зрения в городах края – Благовещенске, Владивостоке, Николаевске-на­Амуре, Чите, Хабаровске и других создавались организации попечения о народном образовании, общества вспомоществования нуждающимся учащимся и т.д. На их средства строились учебные заведения, поддер­живались материально, одеждой, питанием ученики, имеющие бедных родителей. Практически до 85 % расходов на строительство и содержа­ние школ края несло само население, в том числе участвуя в деятельно­сти благотворительных обществ и самоуправлений городов [1, с..14-15].

Серьёзным препятствием для выпускников начальных школ из малоимущих семей при поступлении в средние школы и технические училища была плата за обучение. Ярким показателем успешного реше­ния этого и многих других вопросов, связанных с образованием, являет­ся деятельность Общества вспомоществования нуждающимся учащим­ся Алексеевской женской гимназии в Благовещенске. Основанное по инициативе начальницы Алексеевской гимназии М.Д. Маляровой, оно быстро приобрело симпатию и доверие окружающих. В первый же год своего существования (1901 г.) Общество смогло оказать материальную помощь 51 ученице. На следующий год (1902 г.) деятельность его на­много расширилась: помощь стала оказываться не только деньгами, но и вещами, медикаментами. За 10 лет помощь была оказана 713 ученицам; за этот же период за обучение было выплачено 11 935 руб. 71 коп., вещей и учебников было выдано на сумму 3 189 руб. 64 коп. (РГИА ДВ Ф..702. Оп..3. Д..383. Л..96-97).

Во время Русско-японской войны деятельность Общества несколь­ко замедлилась, но потом постепенно его работа восстановилась. Несмо­тря на то, что плата за обучение значительно возросла, в 1911 г. была оказана помощь 86 ученицам, и израсходовано за все 10 лет существо­вания Общества (1901 – 1911 гг.) 18 470 руб. 05 коп. Денежных пособий было выдано на сумму 1276 руб. С 1906 г. стали выдаваться пособия на получение высшего образования. С 1906 по 1911 гг. на эти цели было выделено 1745 руб. (РГИА ДВ Ф..702. Оп..3. Д..383. Л..96-97). Поми­мо этого Общество организовало при гимназии библиотеку, располагаю­щую значительным количеством учебников по разным отраслям наук, что давало возможность с незначительными затратами снабжать уча­щихся необходимыми учебниками.

Подобные организации создавались и в Хабаровске. Здесь активно работали, например, Общество распространения народных развлечений и начального народного образования и Общество вспомоществования нуждающимся учащимся учебных заведений Министерства народного просвещения. Председателем Общества являлся А.А. Володской, това­рищем председателя – Н.П. Долматов. Среди членов Общества были известные общественные деятели, руководителя региона, военные, их жёны: Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гонндати, генерал от инфантерии А.С. Беневский, генерал-лейтенант Д.И. Субботич, жена генерал-лейтенанта А.Г. Чичагова, жена генерал-лейтенанта Д.И. Суб­ботича – О.И. Субботич и др.

За 15 лет деятельности (1901 – 1916 гг.) Обществом было выдано пособий учебным заведениям Хабаровска в сумме 710052 руб. 62 коп., за этот же период оказана помощь 5795 учащимся. Сколько пособий и какие суммы были выданы учащимся учебных заведений в Хабаровске хорошо видно в таблице № 1.

Как показывает таблица, наибольшая помощь оказывалась уча­щимся в наиболее тяжёлые моменты нашей истории: в годы до и после Русско- японской войны, Первой мировой, накануне революции. Имен­но в эти периоды благотворительные организации особое внимание уде­ляли детям из семей, где кормильцы были призваны в армию. Так, в 1914 г. во многих гимназиях были освобождены «от платы за учение не­которые нуждающиеся ученики – дети запасных, взятых в действующую армию». А в реальном училище Благовещенска все учителя и служащие приняли решение «на время военных действий производить 2% отчис­ления от получаемого ими содержания» (всего около 50 руб. в месяц) в местное казначейство на сберегательную книжку и предназначались они для помощи двум наиболее нуждающимся реалистам, отцы которых находились на фронте. Помощь включала не только плату за обучение, но и обеспечение квартирой, снабжение учебными пособиями и одеждой [7, с..202-203].

В тот период широко была распространена следующая форма по­мощи учащимся: на руки деньги не выдавались, плата за обучение вно­силась прямо в учебное заведение, а необходимые вещи покупались чи­нами правления Общества – представителями учебных заведений.

Городские самоуправления и благотворительные организации проводили большую работу по расширению круга своих стипендиатов, освобождали и от платы за обучение детей малоимущих родителей. На­пример, в 1896 г. постановлением думы Благовещенска было ассигно­вано из городского бюджета 1000 руб. для образования двух стипендий им. Ф.И. Васильева и П.С. Образцова (в ознаменование 25-летия педа­гогической деятельности) в мужской прогимназии (PГИА ДВ Ф..702. Оп..3. Д..383. Л..89-100). Хабаровская дума с 1899 г. выделяла 3 сти­пендии по 60 руб. в год для учениц Первой женской гимназии; в Нико­лаевском училище города было 15 стипендий по 6 руб. в год. С 1904 г. городское самоуправление освободило от платы за обучение 62 ученицы Алексеевского училища, а в 1911 г. в ознаменование 200-летия со дня рождения М.В. Ломоносова учредила 7 специальных стипендий – по одной в Хабаровском реальном училище и женской гимназии и пять в городском училище им. П.Ф. Унтербергера [13, с..155]. В связи со 100-­летним юбилеем Н.В. Гоголя, Читинской думой было принято решение об учреждении трёх стипендий его имени преимущественно для урожен­цев и жителей Читы (для оплаты обучения в высших учебных заведени­ях [9, с..69, 70].

В сентябре 1916 г. Хабаровская дума обсудила доклад гласного думы С.С. Бабикова о необходимости немедленного открытия в городе дополнительных классов в начальных училищах, так как «многие дети как призванных воинов, так и вообще беднейших классов населения остаются за бортом школы». Дума согласилась, что предлагаемая мера крайне важна, и обязала городскую управу выделить запрашиваемую сумму в 1 620 руб. и предпринять все возможные меры для быстрейшего открытия классов [13, с..155].

Государственные, общественные и благотворительные организа­ции проявили заботу и о преподавательском составе учебных заведе­ний. Так, Благовещенская дума в октябре 1900 г. принимала решения о назначении денежного содержания учительнице женского 2-классного училища (в размере 300 руб. в год), помощнице учителя городского учи­лища и т.д. В Хабаровске с ноября 1910 г. дума освободила учителей города от выплаты 6 % жалованья в пенсионную кассу (такая практика существовала в России), взяв на городские средства перечисление этого налога [13, с..155].

Педагоги проявляли инициативу по формированию определённой системы взаимоподдержки. В 1911 г. было создано Общество взаимопо­мощи учащихся и учителей Приморской области, главная задача которо­го заключалась в оказании материальной и духовной помощи учителям. Объединив к сентябрю 1914 г. более 150 членов, Общество организовало в Хабаровске подготовительную школу для поступающих в учебные за­ведения, создавало в городе и сельской местности библиотеки, выписы­вало в школы Приамурья периодику. На взносы, пожертвования, сбо­ры от концертов членов этого союза и учащихся с помощью городских властей, Общество построило в Хабаровске учительский дом, в котором разместились библиотека, столовая, две комнаты интерната для детей сельских учителей и гостиничные комнаты для преподавателей, при­езжающих в город [13, с..155].

В июле 1912 г. правительство России, наконец-то, обратило вни­мание на бедственное положение преподавателей учебных заведений (временами учитель получал содержание меньше сторожа) и установило им достаточно высокую оплату труда. Например, молодой учитель за 12 уроков в неделю получал жалованье 70 руб. в месяц (т.е. более 800 руб. в год), а директор гимназии со всеми добавками мог получать до 420 руб. в месяц, что было выше месячного денежного содержания городского го­ловы Читы (320 руб.) (РГИА ДВ Ф..702. Оп..3. Д..383. Л..86-97).

Таким образом, благотворительные организации и общества, соз­данные в городах Дальнего Востока, совместно с городскими органами самоуправления, общественными организациями и частными лицами внесли весомый вклад в становление и развитие системы народного об­разования в регионе.

Статья подготовлена при поддержке грантов Президиума ДВО РАН №12-1-ПЗЗ-05 и №12­III-A-11-22

Литература

1. Белоусов А.А. На алтарь отечества. Из истории меценатства и благотворительности в России. Владивосток, 1999. 187 с.

2. Владивостокская городская управа. Отчёт за 1896 г. Владивосток, 1897.

3. Всеподданнейший отчёт военного губернатора Приморской области за 1907 год. Владивосток, 1908.

4. Городское положение (1892 г.) II учреждения государственного управле­ния в России: опыт формирования и эволюции: сб. док. Н. Новгород, 1994.

5. Дубинина Л.И. Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков Хаба­ровск, 2001.

6. Замула Ю. Верхисудинское городское самоуправление// Гуманитарные исследования молодых учёных Бурятии: сб. науч. тр. Улан-Удэ, 1996.

7. Иконникова Т.Я. Дальневосточный тыл России в годы первой мировой войны. Хабаровск, 1999.

8. История Чукотки с древнейших времён до наших дней. М.,1989.

9. Куриленко И.В. Читинская городская дума // Читинский архивный вестник. 2001. № 2.

10. Летопись Амурской области. (Хроника событий с древнейших времён до 1917 г.). Благовещенск, 1998. Т. 1.

11. Обзор Амурской области за 1889 год. Благовещенск, 1890.

12. Отчёт о состоянии Приморской области за 1891 год. Владивосток, 1892.

13. Очерки истории родного края. Хабаровск, 1993.

14. Приамурье. 1916. 22 сент.

15. Cибирские вопросы. 1908. № 45-46.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2014 г.