Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Радиационная безопасность Приморья через призму автоимпорта

Жерновой М. В.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Чрезвычайные ситуации, связанные с радиационно опасными объ­ектами (включая ядерное оружие и его компоненты), радиоактивными веществами и отходами, источниками ионизирующих излучений (далее – ядерно и радиационно опасные объекты и материалы) и имеющие дол­говременные негативные последствия, представляют серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

В связи с принятием в 1996 г. Федерального Закона «О радиацион­ной безопасности населения» начала действовать принципиально новая стратегия обеспечения радиационной защиты населения. Она сводит­ся не только к обеспечению безопасности персонала, профессионально работающего с источниками ионизирующего излучения, но и распро­страняется на обеспечение радиационной безопасности всего населения страны, независимо от источника ионизирующего излучения.

Несмотря на то, что с момента землетрясения в Японии аварии на атомной станции «Фукусима-1» прошло больше двух лет, последствия этих событий до сих пор сказываются. Одно из проявлений – предметы с повышенным фоном радиации, в том числе автомобили и комплектую­щие r ним.

Справка
Авария на АЭС «Фукусима-1» произошла в результате землетрясения магнитудой 9,0 и последовавшего 10-метрового цунами, обрушивше­гося на северо-восток Японии. Удар стихии вывел из строя систему аварийного энергоснабжения АЭС, что привело к прекращению охлаж­дения ядерного топлива. После множественных утечек радиации пре­вышение норм радиоактивности было обнаружено в воде и продуктах в ряде японских префектур. Правительство ввело ограничения по­ставки таких товаров и эвакуировало жителей из 20–30-километровой зоны отчуждения. Японское агентство по ядерной и промышленной безопасности (NISA) присвоило аварии максимальный — седьмой — уровень опасности. Такой уровень устанавливался лишь однажды, во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Сегодня Россия, особенно регионы Дальнего Востока и Сибири, яв­ляется одним из основных потребителей подержанных авто из Японии. По данным японского Минфина, только в 2012 году Япония экспорти­ровала 131,9 тыс. подержанных автомобилей. Это связано в первую оче­редь с доступностью подобных машин, их надёжностью и удобством об­служивания. Часть автомобилей попадает в страну после их покупки на аукционах уже конкретными владельцами, часть ввозится компаниями для последующей продажи. Но и те, и другие проходят таможенную про­верку, которая в том числе включает и различные экспертизы. Япон­ским автомобилям уделяется особое внимание с точки зрения проверки на радиацию.

Одним из важных направлений деятельности таможенных орга­нов является радиационный контроль товаров, транспортных средств, международных почтовых отправлений и багажа. Все объекты, пере­секающие таможенную границу России, проходят обязательный радиа­ционный контроль. Только в 2012 г. Владивостокской, Камчатской, Ма­гаданской, Находкинской, Сахалинской и Хасанской таможнями было выявлено 400 радиационно-опасных объектов, прибывших из Японии (в 2011 г. – 488). Из них 364 радиационно-опасных объекта органами Ро­спотребнадзора были запрещены к ввозу на территорию Таможенного союза и вывезены обратно [3].

В последние годы число загрязненных объектов постепенно умень­шается. Так, в 2011 г. в квартал в среднем выявлялось 90 объектов, в 2012 г. – 75, в первом квартале 2013 г. – 59, а во втором – 43. Как пра­вило, опасные объекты – это подержанные автомобили и запчасти. При­чем, прибывают они на судах под флагами Камбоджи, Кипра и Южной Кореи. После дополнительных проверок принимается решение по каж­дому такому объекту. Причём оно не всегда бывает отрицательным, то есть некоторые автмашины разрешается ввезти на территорию РФ. С момента аварии на АЭС «Фукусима-1» принято решение о запрете ввоза 591 объекта, а всего было выявлено 697 объектов с повышенным радио­активным фоном [1].

Для оперативного выявления товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения таможенники при­меняют переносные поисковые дозиметры с детекторами гамма- и ней­тронного излучения и стационарные системы, типа «Янтарь». Они авто­матически сравнивают параметры радиационного излучения объекта с естественным радиационным фоном. При выявлении объектов с повы­шенным уровнем ионизирующего излучения, не соответствующим тре­бованиям радиационной безопасности, таможенные органы изолируют эти объекты, маркируя предупредительными знаками, и передают ин­формацию в территориальные органы Роспотребнадзора, МЧС. Роспо­требнадзор принимает решение о дальнейшей судьбе зараженных объ­ектов [2].

Следует отметить, что Роспотребнадзором неоднократно указы­валось японской стороне на поступление загрязненной, бывшей в экс­плуатации автомобильной продукции и запчастей к ней на российский рынок и необходимости принятия адекватных мер. Однако до настояще­го времени информации о мерах, принимаемых Японией в отношении урегулирования вывоза поддержанных автомобилей, и имеющих радио­активное загрязнение в Роспотребнадзор не поступало.

Япония установила допустимую норму радиации на отметке 0,3 МкЗв/ч (микрозиверт в час). Но для экспортируемых в Россию автомо­билей этот показатель составляет 0,2 МкЗв/ч, потому что Токио хочет избежать дополнительных расходов в случае возврата. Одна из самых больших «партий» из Toyota Corolla Fielder, Toyota Probox и Honda HR-V была ввезена теплоходом «Трэвинд Глори» из Японии в июле 2013 г. По данным ФТС, уровень ионизирующего излучения на объектах состав­ляет 0,15, 0,19 и 0,17 МкЗв/ч соответственно и превышает уровень есте­ственного фона почти вдвое (0,08 МкЗв/ч).

У человека естественный усредненный радиационный фон обычно лежит в пределах 0,10-0,16 МкЗв/ч. Норма – значение не превышающее 0,20 МкЗв/ч. Безопасным уровнем считается порог в 0,30 МкЗв/ч. То есть все ввезённые автомобили в принципе соответствуют допустимой норме и могут эксплуатироваться [1].

Для тех же, кто хочет быть уверенным в собственной безопасности, появились компании, которые за сравнительно небольшие деньги про­веряют автомобиль на наличие радиационного фона. Услуга стоит около 1,5 тыс. рублей и распространена в крупных городах Дальнего Востока. Для самостоятельной проверки нужно приобрести дозиметр.

Срок существования опасного радиационного фона определён дву­мя годами. По истечении этого срока воздействие должно снижаться. Но на некоторых объектах след радиации держится дольше. Автомобиль состоит из разных деталей, которые могут нести различный фон. Ку­зов наименее подвержен воздействию и легче отмывается (существуют специальные растворы, снижающие уровень радиации). Большее излу­чение «впитывают» различные детали из пластика и резины. И если у автомобиля есть хоть небольшое отклонение от нормы, то необходимо поменять салонный и воздушный фильтры.

Литература

1. Зверкова И. Атомная технология. // Аргументы и факты. 05.08. 2013.

2. Зыкова Т. Радиация на японских авто зашкаливает. // Российская газета. 19.02. 2013.

3. Справка Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) за 2013 г.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2014 гг.