Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Северо-Восточная Азия на пороге новой гонки вооружений

Губин А. В., Синенко И. Ю.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Тихоокеанский Para bellum

В начале XXI века Азиатско-Тихоокеанский регион превратился в крупнейшего покупателя оружия и военной техники, обогнав даже традиционно «горячий» Ближний Восток. При этом на объёмы закупок практически не влияют последствия кризисов – политические сообра­жения заставляют государства региона «держать себя в тонусе». Даже в достаточно тяжёлые для мировой экономики 2000 – 2003 гг. страны АТР приобрели оружия на 35,4 млрд долл.[15]. Учитывая размеры региона и высокую покупательскую способность стран ввиду неизменного роста их ВВП за последние 12 лет, АТР стал критически важным рынком для ведущих производителей вооружений – США, Евросоюза, России и Из­раиля.

По данным Jane’s, за 2008-2012 гг., общемировой объём торговли оружием вырос на 30% и составил 73,5 млрд долл., причём к 2020 году эта цифра может удвоиться [10]. Подобный рост достигнут как раз за счёт повышения доли таких государств, как Китай и Индия, в структуре мировой торговли оружием, приэтом предполагается, что доля США к 2021 году составит 30%, а других стран АТР – 31%.

По данным Стокгольмского международного института исследова­ния проблем мира (SIPRI), сейчас рост расходов на вооружения держит­ся возле максимальных значений – в 2012 году соответствующие траты составили 1,75 трлн. долл., что на 0,5% меньше, чем в предыдущем году и, несмотря на падение в реальном исчислении, они всё равно выше во­енных расходов стран на пике «холодной войны».

В целом, очевидно, что баланс на рынке вооружений постепенно меняется в сторону АТР, и особенно ярко это заметно на примере Северо­Восточной Азии. Регион обладает ощутимым конфликтным потенциа­лом. Во-первых, в силу ряда исторических причин, например, таких как традиционная взаимная неприязнь Японии и Китая, Японии и Респу­блики Корея. Во-вторых, благодаря сложной военно-политической си­туации – гипотетическая возможность столкновения США и КНР, ядер­ная проблема на Корейском полуострове, конфликт КНР и Японии из-за островов Сенкаку/Дяоюйдао, японо-корейский спор об островах Токто/Та­кэсима, потенциальное расширение военного присутствия в СВА России, без особого энтузиазма воспринимаемое всеми вышеперечисленными го­сударствами. Более того, практически все региональные либо являются «великими державами» ipso facto (США, Китай, Россия), либо стремятся стать равными им уже в самом недалёком будущем (Япония, Республика Корея). Главным отличительным признаком всякой «великой державы» является, прежде всего, стремление к постоянному расширению зоны своего влияния, «жизненного пространства» [7]. Исходя из этого, ни одна нация региона не может чувствовать себя в полной безопасности, а это, в свою очередь, стимулирует настоящую «гонку вооружений» в регионе. При этом растёт не только количество приобретаемых боевых систем, но и повышается их качество. В скором времени, по мнению специалистов, США и страны Западной Европы утратят технологическое превосход­ство, так как в тихоокеанские государства придётся продавать более со­вершенную технику, которую они способны затем не только доработать, но и воспроизвести самостоятельно [9].

Можно констатировать, что все страны региона принимают воз­можные меры по получению доступа к мировым высоким технологиям: приобретают лицензии на производство, привлекают инвестиции на выгодных для инвесторов условиях, занимаются промышленным шпио­нажем. Вместе с тем, совершенно очевидно, что приобретение странами СВА совершенных систем вооружения приведёт к обострению класси­ческой «дилеммы безопасности», когда повышение безопасности одного участника достигается за счёт другого, что порождает нестабильность среди соседних государств. Это существенно усложнит международную обстановку как в Северо-Восточной Азии, так и в АТР в целом, посколь­ку любой, даже самый незначительный, военный конфликт может обер­нуться колоссальными потерями в людских и материальных ресурсах, а также обрушить региональную систему хозяйства.

«Северная тройка» на пути самостоятельности

Долгое время львиную долю вооружений в страны АТР поставляли США, после Второй мировой войны оказавшиеся бесспорным гегемоном на Тихоокеанском пространстве. Однако сегодня даже традиционные со­юзники американцев со времён Сан-Францисского договора 1951 года иначе расставляют приоритеты в меняющемся мире.

Сеул, в условиях всемерного роста Китая и повышения агрессивно­сти во внешнеполитическом курсе Японии, в военно-техническом плане пытается выйти если не на самостоятельность, то на уменьшение зави­симости от Вашингтона. РК долгое время была рынком сбыта для аме­риканских боевых систем, при этом далеко не всегда при подписании контрактов играли роль характеристики оружия – своё влияние оказы­вали и политические факторы. В этом свете полной неожиданностью стал отказ южан от закупки американских вертолётов МН-60R концер­на Sikorsky и выбор более дешёвой, но не менее качественной продук­ции конкурентов – машины AW159 Wildcat британско-итальянской ком­пании AgustaWestland на сумму в 600 млрд. вон (более 500 млн. долл.) [8].

Стоит учитывать, что в 2008-2012 гг. количество закупаемых ко­рейцами вооружений увеличилось на 688% (!) [18], а в ближайшие годы в рамках обозначенного в сентябре 2012 года теперь уже бывшим пре­зидентом РК Ли Мен Баком "Среднесрочного плана развития нацио­нальной обороны в 2013 – 2018 гг." Сеул намерен закупить оружия на огромную сумму – порядка 64 млрд. долл. (70 трлн. вон), при этом до­минирование США в поставках совершенно не очевидно. Своеобразный «контракт века» – проект FX-3 по закупке 60 истребителей на сумму 8 млрд. долл., однако предложения американских компаний дороже от­ведённого бюджета на 15-40%, что создаёт реальные возможности для участия в тендере, например, российских Су-35 или, что ещё сюрреали­стичнее, китайских J-10.

План развития национальной обороны включает в себя также бес­прецедентную в истории страны модернизацию военно-морских сил. Приоритетной задачей официально декларируется не столько традици­онное противодействие угрозе с Севера, сколько создание флота, способ­ного участвовать в дальних морских операциях, что в будущем рискует вылиться в военно-морскую конкуренцию между Пекином и Токио. На нужды ВМС предполагается выделить 177 млрд долл. По оценкам экс­пертов, при сохранении таких темпов строительства и модернизации к 2020 г. южнокорейский флот по численности войдёт в семёрку крупней­ших ВМС в мире [1].

Другим важным моментом является ставка Сеула на свои ракет­ные силы. В 2012 г. американцы разрешили своим союзникам увели­чить дальность действия их баллистических ракет с 300 до 800 км [16]. Это позволит южанам при необходимости поразить любую цель на тер­ритории КНДР, но вместе с тем создаёт и предпосылки для дальнейшего расширения действия ракет, что вызывает серьёзную озабоченность как в Китае, так и в Японии. За пять ближайших лет Южная Корея намере­на закупить 900 ракет (в основном баллистических) на общую сумму 2,4 триллиона вон (около 2 млрд долл.), что существенно увеличит ударный потенциал вооружённых сил [11]. При этом РК единственная страна в регионе, кроме России, обладающая крылатыми ракетами морского ба­зирования, которые никак не подпадают под категорию оборонительных вооружений и создают беспокойство абсолютно у всех соседей.

Вполне вероятно, что в течение 10 лет Южная Корея вполне может отказаться от закупок вооружений в США, диверсифицировав систему поставок и совершенствуя возможности национального ВПК.

Также весьма серьёзные попытки дистанцироваться от США в пользу большей самостоятельности предпринимает и Токио. В 2011 г. Япония впервые за 40 лет сменила свою военную стратегию. Если рань­ше силы самообороны традиционно основную угрозу для себя видели со стороны СССР, а затем и России, то теперь, в новом документе, назван­ном «Основные направления программы национальной обороны», их внимание сосредотачивается на южном направлении, где больше все­го страна Восходящего Солнца обеспокоена стремительным «рывком» КНР [14]. При этом, несмотря на знаменитую девятую статью Консти­туции, де-факто ставящую под запрет любой наступательный потенци­ал, Япония в последние годы систематически расширяет возможности сил самообороны действовать за пределами национальной территории. В период с 2011 по 2015 годы на модернизацию сил самообороны будет израсходовано 284 млрд. долл. Планируется приобрести пять подводных лодок (доведя их общее число с 18 до 23 единиц), три эсминца, 12 истре­бителей и 10 патрульных самолётов [13]. Главная цель новой военной программе Японии – «подготовка сил самообороны к возможной высад­ке на южных островах потенциального противника», при этом очевидно, что альтернативный претендент на эти острова только один – КНР [14].

Что касается Китая, то для основного претендента на лидерство в СВА на данный момент главной головной болью остаётся недопущение реализации Соединёнными Штатами стратегии окружения китайского побережья своими военными базами. По мнению американских экспер­тов, данная мера потенциально может создать возможность при необхо­димости осуществить стратегию «геоэкономического удушения» Пекина, чрезвычайно зависимого от поставок углеводородов по морю [12]. По­добное уязвимое положение КНР так или иначе невольно вынуждает её на форсированный рост военных расходов – с 2002 г. бюджетные ассиг­нования на оборону выросли в пять раз, а в рейтинге оборонительных затрат государств Китай за это время вышел в лидеры по АТР. В миро­вом рейтинге Пекин поднялся с седьмой строчки на вторую, потратив в 2012 г. на оборону 106 млрд. долл. (ежегодный рост – более 10%) [2]. Более того, это только те деньги, которые выделены на бюджетную ста­тью «Национальная оборона», в то время как вопросы финансирования фундаментальных оборонных исследований и общего развития ВПК ку­рируются государственными фондами (Фонд научных исследований и разработок и Фонд развития новых видов продукции), расходы на ко­торые в эту статью не входят. Иными словами, установить точный во­енный бюджет КНР затруднительно, однако, по оценкам SIPRI и амери­канского Центра стратегических международных исследований (CSIS), он примерно в 2-2,5 раза больше официального [17]. Не стоит забывать и о том, что Китай также имеет многочисленные территориальные спо­ры (помимо конфликта с Японией, это также Парасельские острова и архипелаг Спратли, имеются и разногласия с Индией и Вьетнамом на сухопутных участках). Кроме того, Пекин по-прежнему не отказывается от своего давления на Тайвань. Реализацию интересов в регионе КНР, равно как и остальные страны, доверяет, прежде всего, ВМС НОАК: в ближайшие 20 лет в стране планируют построить 113 боевых кораблей, и уже в 2015 году Китай должен стать крупнейшей кораблестроитель­ной державой мира [5].

«Не тихий» океан и Россия

В свете происходящих в регионе событий интересно определить возможную роль в данных процессах России.

Прежде всего, Москва заинтересована в расширении военно­технического сотрудничества со странами СВА, однако здесь она стал­кивается с некоторыми трудностями. Согласно оценкам экспертов, нега­тивные последствия для России будет иметь значительное сокращение военно-технического сотрудничества с Китаем в результате достижения им планируемой к 2015-2020 гг. «самообеспеченности» в вооружениях. С постепенным сокращением поставок в Китай нам придётся искать но­вые рынки сбыта, но поскольку возможность поставок готовых систем в другие страны региона маловероятна, то наиболее перспективным вари­антом военно-технического сотрудничества для РФ может стать совмест­ная разработка систем вооружений [3]. Негативно на экспортных воз­можностях России скажется и резкое сокращение научно-технического задела в вооружениях после окончания «холодной войны» [4].

Сейчас доля России на рынке вооружений и военной техники стран АТР составляет около 20%, доля США по данным за 2011 год – 42%, од­нако в условиях жёсткой конкуренции даже просто сохранить свои по­зиции на региональном рынке весьма непросто. Тем не менее, Россия планирует заключение крупных договоров на поставку вооружения и военной техники в Японию, Южную Корею, Тайвань и Китай [6].

Вероятно, России для наращивания объёмов военно-технического сотрудничества необходимо пересмотреть систему взаимоотношений с иностранными партнёрами, в частности, перейти к совместной разра­ботке высокотехнологичных вооружений, предусмотреть продажу техно­логий производства оружия, создавать лицензионное производство на территории иностранных государств. В Федеральной службе по военно­техническому сотрудничеству полагают, что в регионе наиболее востре­бованными могут оказаться сторожевые корабли, инженерные системы, средства радиолокации [6].

Москва всеми силами пытается удержаться в таком сложном, но перспективном регионе. «Рособоронэкспорт» заключил в 2011 г. оче­редной контракт на поставку Китаю 123 двигателей АЛ-31ФН на сум­му более 500 млн долл., завершена поставка Китаю девяти вертолётов радиолокационного дозора Ка-31. Кроме того, в 2007 году с Китаем был заключён контракт на поставку девяти противолодочных вертолётов Ка-28. Планируется поставка в Индонезию партии из 37 боевых машин пехоты (БМП-3Ф) на сумму более 100 миллионов долларов, 17 таких ма­шин были поставлены ранее; реализуются контракты на поставку верто­лётов Ми-17, Ми-35, авиационного вооружения [6].

По мнению ряда исследователей, фактором, влияющим на состоя­ние военной безопасности России в АТР и СВА, является, в том числе, и наличие в регионе государств с высоким уровнем оборонных расходов, обладающих крупными и хорошо оснащёнными вооружёнными силами, находящимися в той или иной степени реформирования и модерниза­ции [4]. В этой связи нашей стране придётся не только искать пути уве­личения поставок военной техники на азиатские рынки, но и самим ак­тивно ставить на вооружение новейшие образцы, дабы не превратиться в «технологического аутсайдера» и «державу второго сорта», что весьма неблагоприятно может сказаться на российской внешней политике на Тихом, но таком не спокойном, океане.

Заключение

В целом, темпы наращивания военных статей бюджета во всех странах Северо-Восточной Азии рекордные со времён Второй мировой войны, а в некоторых государствах и вовсе за всю историю. С одной сто­роны, такое резкое увеличение трат на национальную оборону является закономерным следствием длительного устойчивого экономического ро­ста государств региона, но, при отсутствии очевидных неотложных угроз региональной безопасности, поднятие финансирования ВПК на беспре­цедентные уровни трудно оправдать. У Республики Корея, Японии и КНР, даже несмотря на относительное экономическое благополучие, всё равно остаётся целый ряд нерешённых внутренних проблем, для кото­рых дополнительное финансирование было бы не менее важно, чем для производства военного потенциала, очевидно избыточного при провоз­глашаемых целях и угрозах.

Между тем, для реализации столь масштабных планов перевоору­жения вышеперечисленным странам в любом случае требуется какой-то веский повод, ибо такие серьёзные расходы на оборону далеко не в тра­диции азиатских государств, развивающихся последние полвека пусть и во многом формально, но всё же духе пацифизма и либерализма. Та­ким поводом, несомненно, служит северокорейская ядерная программа. Перешедшая уже на «атомный» уровень конфронтация двух Корей за последние десятилетия превратилась в одну из главных проблем всей глобальной системы международных отношений и, безусловно, самую главную в Северо-Восточной Азии. В этой связи логичным представля­ется, что именно противодействие угрозе из Пхеньяна является глав­ным аргументом остальных государств СВА в спорах о резонности такого стремительного наращивания военных «мускулов». Так или иначе, но поведение КНДР устраивает всех участников политического процесса в СВА, позволяя решать свои военно-политические задачи, не теряя в ре­путационном весе.

Китай получает некий «буфер», обеспечивающий относительное прикрытие от Сеула и Токио, а также гарантированный доступ в порты КНДР, дающий стратегическое преимущество перед Японией и Южной Кореей, а в перспективе и перед Россией. Будучи единственным союзни­ком КНДР и имея значительное влияние на Пхеньян, КНР «держит руку на ручном тормозе» процесса воссоединения Кореи, стратегически невы­годного Пекину. Объединённая Корея с потенциальным 75-миллионным населением может получить новый качественный импульс для экономи­ческого роста за счёт «северной» дешёвой рабочей силы, и, не нуждаясь в масштабных тратах на былое противостояние братьям по полуострову, пустит ресурсы на создание объединённых мощных вооружённых сил. Даже минимальная возможность реализации такого сценария ставит под сомнение складывающийся китайский гегемонизм в регионе.

США благодаря угрозе от «ядерного режима» получают идеологи­ческое оправдание своему увеличивающемуся военно-морскому присут­ствию в АТР, в целом, и СВА, в частности, которое для них особенно важ­но сейчас, в контексте сдерживания КНР в рамках обозначенной ранее переориентации на Азиатско-Тихоокеанский регион. Республика Корея и Япония приобретают стимул для расширения своих военных возмож­ностей, в котором обе они ранее были серьёзно ограничены.

В этой связи критичной видится роль России в СВА. Не обладая ни возможностями, ни желанием меряться силой с каким-либо государ­ством региона, наша страна, тем не менее, не остаётся в стороне. Ти­хоокеанский флот в течение десяти ближайших лет получит новые бое­вые корабли и подводные лодки, усиливаются силы ПВО (в том числе обладающие потенциалом ПРО ТВД). Проводятся масштабные учения всех видов и родов войск, возобновляются полёты стратегической авиа­ции – делается всё возможное для укрепления национальной обороны на Дальнем Востоке. Подобные меры, не направленные против какого­либо государства или группы государств, тем не менее, вероятно, суще­ственно укрепят и так значимый авторитет России в регионе и отрезвят некоторые «горячие головы».

Литература

1. Восточный вектор: морские доктрины и будущее ВМС стран Азиатско­Тихоокеанского региона // Национальная оборона [Электронный ресурс]. URL: http://oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2011/0905/20267272/detail.shtml (дата обращения: 20.08.2013 г.).

2. Гусев С. Военные расходы Китая превысили 100 млрд долларов // РБК Daily онлайн 16.07.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://rbcdaily.ru/world/562949984332710 (дата обращения: 20.08.2013 г.).

3. Денисенцев С. Рынок вооружений стран Азиатско-Тихоокеанского региона. // Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=440 (дата обращения: 20.08.2013 г.).

4. Карякин В.В. Военная политика и стратегия США в геополитической динамике современного мира: М., 2011.

5. Кучеренко В. Прямо по курсу – эпоха больших открытий // Интернет против телеэкрана [Электронный ресурс]. URL: http://www.contrtv.ru/common/3554/ (дата обращения: 20.08.2013 г.).

6. Суворин В.С. Россия и рынок оружия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. // Мир и Политика [Электронный ресурс]. URL: http://mir-politika.ru/1899-rossiya-i-rynok-oruzhiya-v-aziatsko-tihookeanskom-regione.html (датаобращения: 20.08.2013 г.).

7. Челлен Р. Государство как форма жизни / Рудольф Челлен; [пер. с швед, и примеч. М. А. Исаева]. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 319 с. (История политической мысли).

8. Южная Корея отказывается от оружия США // «Российская газета». 2013. 21 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/02/21/orugiye­site.html (дата обращения: 20.08.2013 г.).

9. Aggressive Asian military spending driving global arms ‘explosion’ // The Washington Times. 2013. June 25. [Электронный ресурс]. URL: http://www.washingtontimes.com/news/2013/jun/25/aggressive-asian-military-spending­driving-global-/ (дата обращения: 20.08.2013 г.).

10. Asia-Pacific Arms spending to outstrip North America’s to 2021 // The Japan Times. 2013. June, 26. [Электронный ресурс]. URL: http://www.japantimes.co.jp (дата обращения: 20.08.2013 г.).

11. Defense White Paper 2012 // Republic of Korea Ministry of National Defense [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnd.go.kr (дата обращения: 20.08.2013 г.).

12. Luttwak E. The rise of China vs. the logic of strategy. Cambridge, MA: The Belkhap Press of Harvard University Press, 2012. 310 pp.

13. Mid-Term Defense Program (FY2011-FY2015) // Japan Ministry of Defense [Электронный ресурс]. URL: http://www.mod.go.jp/e/d_act/d_policy/pdf/mid_termFY2011-15.pdf (дата обращения: 15.10.2013 г.).

14. National Defense Program Guidelines for FY 2011 and beyond // Japan Ministry of Defense [Электронный ресурс]. URL: http://www.mod.go.jp/e/d_act/d_policy/pdf/guidelinesFY2011.pdf (дата обращения: 15.10.2013 г.).

15. Richard F.Grimmett, Conventional Arms Transfer to Developing Nations, 1996-2003. Washington, US Congressional Research Service, August 26, 2004.

16. South Korea increases ballistic missile capability // Euronews [Электронный ресурс]. URL: http://www.euronews.com/2012/10/07/south-korea-increases-ballistic­missile-capability/ (дата обращения: 20.08.2013 г.).

17. The Asian Conventional Military Balance in 2006 // Center for Strategic and International Studies [Электронный ресурс]. URL: http://csis.org/publication/asian-conventional-military-balance-2006 (дата обращения: 20.08.2013 г.).

18. Les ventes d'armes explosent dans le monde // Le Figaro [Электронный ресурс]. URL: http://www.lefigaro.fr (датаобращения: 20.08.2013 г.).

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2014 гг.