Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Вызовы и перспективы российско-японского газового сотрудничества

Реутов Д. А.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Одной из ключевых проблем России в АТР остаётся низкий уровень вовлечённости в экономическую жизнь региона. Существенно повысить политический и экономический статус в регионе, одновременно способ­ствуя развитию дальневосточных территорий, Москва может, в первую очередь, активно участвуя в двусторонних и многосторонних проектах со странами Северо-Восточной Азии по строительству энергомостов, не­фте- и газопроводов, заводов по переработке нефти, газа и др. При этом для России, стремящейся к диверсификации энергетического экспорта, Япония является одним из наиболее привлекательных и перспективных рынков сбыта [13].

Важную роль в обеспечении энергетического баланса Японии игра­ет природный газ, потребление которого, несмотря на низкие темпы ро­ста японской экономики, продолжает расти. Вызвано это увеличением доли тепловых электростанций, использующих газ в качестве топлива, растущим потреблением газа коммерческим сектором и домохозяйства­ми [23, с. 14], отказом от использования атомной энергии после аварии на АЭС Фукусима в 2011 году, мерами по повышению энергоэффектив­ности, вследствие чего нефть вытесняется природным газом, ужесточаю­щимися экологическими стандартами.

Япония импортирует более 95% природного газа, являясь, в силу своего географического положения и специфики отраслевой структуры хозяйства, крупнейшим в мире импортером сжиженного природного газа (СПГ). В 2012 году в Японию было поставлено 87,31 млн. тонн СПГ, что составило около 35% всего мирового экспорта [21]. Примерно по 20% совокупного импорта СПГ Японии приходится на Индонезию, Австра­лию и Малайзию, которые вместе обеспечивают 60% поставок газа. Сто­ит отметить, что географически они более близки к Японии, чем страны Ближнего Востока, которые формируют ещё около 30% импорта газа в эту страну.

Поставки СПГ с Ближнего Востока сопряжены не только с высоки­ми транспортными издержками, но и с риском захвата судов в Аденском заливе и Малаккском проливе пиратами, а также – в случае резкого ухудшения двусторонних отношений с Китаем – с риском задержания судов в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Поэтому Япония диверсифицирует импорт посредством организации поставок из других стран, таких как Россия и США. Одновременно Токио обеспечивает сбалансированность поставок газа: исходя из анализа географической структуры импорта, можно сделать вывод, что максимально допустимая доля поставок одной страны не превышает 20% от совокупного импорта. Успехи Японии по диверсификации поставщиков СПГ можно проиллю­стрировать с помощью индекса Херфиндаля-Хершмана [4, с. 132], кото­рый в нашем случае будет рассчитываться по формуле HHI= S12+S22+… Sn2, где Sn – доля каждого из поставщиков СПГ. Индекс принимает зна­чения от 0 до 10000, чем ниже его значение, тем более сбалансирована географическая структура поставок. Доли экспортёров на японском рын­ке СПГ распределяются следующим образом: Малайзия (19,8%), Австра­лия (18,9%), Индонезия (18,2%), Катар (10,9%), Россия (8,8%), Бруней (8,3%), ОАЭ (7,3%), Оман (4,1%), США (0,9%), Нигерия (0,9%), остальные страны (1,9%) [4, с..146]. В нашем случае HHI=1421, что свидетельству­ет о высокой степени диверсификации поставок СПГ в Японию.

Япония рассматривает диверсификацию поставок как возможность снижения стоимости газа. О трудностях, с которыми сталкивается Япо­ния в обеспечении поставок СПГ, можно судить по тому факту, что после аварии на АЭС Фукусима и резко возросшего спроса, цены на газ в Япо­нии поднялись до $600-700 за 1000м3, что превышает европейские цены почти в 2 раза, а мировые – в 3-4 раза [24].

При этом энергетический рынок АТР становится весьма привле­кательным для российских нефтегазовых корпораций, таких как «Газ­пром», «Роснефть» и «Новатэк». Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», доля АТР составит в совокупном экспор­те российского газа до 20% [16].

Российская модель организации экспортных поставок энергоресур­сов отличается от общемировой, в которой международная кооперация имеет большое значение. Нефтегазовая отрасль России представлена несколькими государственными корпорациями, а стратегия развития отрасли не предусматривает широкого участия иностранных партнеров, что, с одной стороны, приводит к сравнительно медленной реализации проектов, но, с другой стороны, позволяет сохранять суверенитет объек­тов нефтегазовой инфраструктуры.

По мнению американского эксперта А. Коэна, России необходимы финансы и технологии для развития энергетического сектора Дальнего Востока (ДВ) и Восточной Сибири (ВС), в частности, газопроводов и тер­миналов СПГ. Опыт успешного взаимодействия представлен проектами «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Рост российского экспорта энергоносителей в Японию и усиление связей с энергетическими компаниями этой стра­ны может положительно сказаться на привлечении японского капитала. Однако пока в этом регионе России существует негативный инвестици­онный климат, отсутствует ключевая инфраструктура, а законодатель­ные рамки в сфере энергетики постоянно изменяются. Для привлечения иностранных инвестиций России необходимо работать по всем этим трём направлениям [17].

Если рассматривать высказывание А. Коэна с позиции экономиче­ского либерализма, то его предложения будут уместны. Однако современ­ная позиция России по вопросу привлечения иностранных инвесторов в энергетические проекты далека от либеральной, поэтому динамика раз­вития энергетики ДВ и ВО будет отличаться от предложенной экспер­том, базируясь на этатизме и ограничении конкуренции, и интеграция России в энергетический рынок АТР будет медленной.

Российские поставки газа на сегодня составляют 8,8% от совокупно­го импорта Японии. Экспорт обеспечивается терминалом СПГ на о. Саха­лин, который был построен в рамках проекта «Сахалин-2», где японские компании «Mitsui» и «Mitsubishi» имеют доли 12,5% и 10% соответствен­но. Контрольным пакетом (50% +1 акция) владеет «Газпром», а «Royal Dutch Shell» имеет 27,5% – 1 акция. Таким образом, руководящую роль в проекте занимает «Газпром», а нидерландско-британская компания яв­ляется техническим консультантом и вносит существенный вклад в опе­ративное управление. Роль японских компаний-миноритариев проекта не столь значима, однако именно японская сторона построила первый в России и на сегодняшний день единственный терминал СПГ, который позднее был передан под управление «Газпрому». К тому же, около 70% всего сжиженного газа, производимого терминалом, поступает в Япо­нию. Ориентация на российские поставки позволяет сократить транс­портные издержки (доставка СПГ с о. Сахалин занимает 3-4 дня, а до­ставка с Ближнего Востока – 3-4 недели), а также нивелировать риски, связанные с пиратством и возможными ограничительными действиями со стороны Китая [18].

Потенциал газового сотрудничества России и Японии значителен и не ограничивается Сахалинскими проектами. Существуют проработки как по строительству терминалов СПГ, так и планы по прокладке под­водного газопровода с о. Сахалин в Японию. Вопрос строительства газо­провода с о. Сахалин в Японию обсуждался в еще начале 2000-х годов, однако тогда не получил своего развития ввиду отсутствия интереса со стороны японских электрогенерирующих и газовых компаний.

В 2012 году японские компании «Tokyo Gas», «Japan Petroleum Exploration» и «Nippon Steel & Sumikin Engineering» предложили про­ложить газопровод диаметром 50-76 см и длиной 1400 км от о. Сахалин через о. Хоккайдо, далее вдоль побережья с выходом на сушу в районе порта Касима, откуда газопровод предлагается включить в газопровод­ную сеть Токио (см. рис. 1) [22].

Преимуществом подводного газопровода над наземным для Япо­нии является отсутствие необходимости выкупа земель и сноса строений, находящихся в частной собственности. Газопровод также призван зна­чительно снизить стоимость газа. Согласно предварительному технико­экономическому обоснованию стоимость проекта составит $3,7-5 млрд. Срок реализации представленного проекта в позитивном сценарии со­ставит от 5 до 7 лет. Проектная мощность газопровода будет составлять 5,8 млн. тонн газа в год [19].

В качестве ресурсной базы предлагается использовать газ проекта «Сахалин-1», в котором дочерняя структура японской корпорации «Itochu» имеет долю 30%, а оператором проекта явля­ется «Exxon Neftegas Ltd». Япон­ская сторона также предложила «Газпрому» рассмотреть возмож­ность организации поставок газа с месторождений «Сахалин-2»,однако эта идея не вызвала ин­тереса у российской стороны. По мнению «Газпрома», строитель­ство газопровода с о. Сахалин в Японию нецелесообразно как с технической, так и с экономи­ческой точек зрения ни по одно­му из предлагаемых маршрутов [25]. Приоритетом «Газпрома» является увеличение поставок СПГ в Японию путём строитель­ства третьей очереди завода СПГ на о. Сахалин и завода в Примор­ском крае. Госкорпорация готова рассмотреть возможность строи­тельства газопровода только по­сле предоставления японской стороной гарантий на покупку СПГ двух российских заводов. Исходя из суммарной проектной мощности шести технологических линий двух заводов СПГ, которая со­ставит 30 млн. тонн СПГ в год, при сохранении текущей доли поставок в Японию в общем объеме российского экспорта СПГ (70%), в 2020 году при среднегодовом росте потребления 3,7% (средний рост в период с 2003 по 2012 гг.) [20] доля экспорта «Газпрома» составит около 17,5% от сово­купного импорта Японии. Принимая во внимание стратегию Японии по диверсификации географической структуры поставок газа, Токио в бу­дущем откажется от реализации проекта газопровода, несмотря на воз­можность получения сравнительно недорогого трубопроводного газа.

Текущая заинтересованность Японии проектом строительства га­зопровода вызвана не только низкой стоимостью трубопроводного газа по сравнению с СПГ из-за отсутствия необходимости его сжижения, транспортировки танкерами-газовозами с последующей регазификаци­ей в Японии, но и сравнительно небольшим объемом российского газа на японском рынке.

Строительство газопровода предполагает его прохождение в райо­не южных Курильских островов. Позиция Токио заключается в необхо­димости решения территориального спора перед началом проекта [12],а поскольку японские условия разрешения спора неприемлемы для Рос­сии, ожидать, что Москва пойдет на уступки ради проекта, который, по сути, предполагает для российской стороны меньшие выгоды, чем экс­порт СПГ, не стоит.

Среди рисков, которые сопряжены с реализацией данного проекта, следует отметить группу экологических рисков, вызванных как антропо­генным воздействием (ошибки при проектировании, строительстве, экс­плуатации), так и природными факторами (сейсмическая активность, подводные течения, шторма). Кроме того, проект может оказать нега­тивное влияние на морскую фауну. К экономическим/корпоративным рискам следует отнести проблемы согласования условий поставок газа (стоимость газа и транспортировки, объемы и сроки поставок), а также вопросы последующих расчётов и текущей эксплуатации объекта, затра­гивающего территориальные воды и исключительные экономические зоны двух государств. Значительны политические риски, связанные, в первую очередь, с территориальным спором, обострение которого перио­дически приводит к осложнению российско-японских отношений. Здесь следует учитывать как возможность ограничения поставок российской стороной, так и нарушение контрактных обязательств с японской сторо­ны. Используя теорию игр, определим оптимальные стратегии по прин­ципу наихудших гарантированных выигрышей сторон:

В качестве критериев оценки используем следующие (цена крите­рия n=+-1):

¦ использование газопровода;

¦ наличие инициативы нарушения/соблюдения контрактных обя­зательств;

¦ соблюдение контрактных обязательств стороной;

¦ соблюдение контрактных обязательств противоположной сторо­ной.

Для России: Достигается наибольший из наихудших выигрышей (максимин).

Для Японии: Наихудшие выигрыши равны (достигается максимум среднего выигрыша).

Таким образом, наиболее вероятным негативным исходом будет являться прекращение поставок по инициативе России.

Альтернативой газопроводу является проект по строительству за­вода СПГ в бухте Перевозной Хасанского района Приморского края и строительство дополнительной технологической линии завода СПГ на о. Сахалин.

Для обеспечения газом Приморского завода СПГ уже завершено строительство газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» пропуск­ной способностью 4,5 млн. тонн в год с возможностью увеличения до 22 млн. тонн в год. Ресурсной базой газопровода будут оффшорные место­рождения «Сахалин-2». В будущем планируется также использование газа перспективного проекта «Сахалин-3» [8]. Однако пока газопровод практически не используется, а из-за низкого давления в трубе и от­ступлений от проекта при строительстве наблюдаются систематические перебои в газоснабжении [7].

Освоение Чаяндинского месторождения и строительство газопро­вода «Сила Сибири», который пройдет по маршруту Якутия-Хабаровск­Владивосток, планировалось начать в 2013 году, однако не было начато в связи с отсутствием договоренности по поставкам газа с Китаем, кото­рый будет основным потребителем газа по данному маршруту. Предпо­лагается, что Китай предоставит кредитную линию «Газпрому» в счёт будущих поставок газа аналогично схеме, которая использовалась в не­фтяной сделке. Кроме китайского направления, данный трубопровод должен обеспечивать газом завод СПГ в Приморье, ключевым потре­бителем которого будет Япония. Запасы Чаяндинского месторождения сравнимы с объемом японского импорта за 13 лет. Предполагается, что строительство газопровода будет завершено в 2017 году [1], однако за­вершить проект в срок будет для «Газпрома» крайне сложно ввиду про­должающейся неопределенности с финансированием проекта и подпи­санием контракта с Китаем. В будущем также планируется подключить к данному газопроводу Ковыктинское месторождение в Иркутской об­ласти. Совокупная производительность газопроводов «Сила Сибири» и «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», при условии освоения Ковыкты, со­ставит до 66 млн. тонн в год, однако для обеспечения таких значитель­ных объемов понадобится ускоренное освоение месторождений и созда­ние новых транспортных каналов для экспорта газа.

Терминал СПГ в Приморье будет включать в себя как минимум три технологические линии производительностью 5 млн. тонн СПГ каждая. Также возможно строительство последующих линий по мере освоения месторождений [3]. В настоящий момент завершено технико­экономическое обоснование проекта и ведутся работы по проектирова­нию. Работы на площадке планируется начать в 2014 году, а запустить первую линию к концу 2018 года. Стоимость завода СПГ превышает стоимость подводного газопровода с о. Сахалин в Японию и составляет более $7 млрд, но ряд экспертов уверен, что эта сумма является зани­женной, так как текущая средняя стоимость установленной мощности 1 млн. тонн составляет $1 млрд, то есть стоимость трёх технологических линий завода СПГ составит не менее $15 млрд [11].

Среди причин, по которым «Газпром» отдает предпочтение заводу СПГ, а не подводному газопроводу, следует указать следующие:

¦ возможность диверсификации поставок, т.е. отсутствие монопсо­нии;

¦ бoльшая стоимость по сравнению с трубопроводным газом (Рос­сия, пользуясь отсутствием конкуренции по трубопроводным поставкам, не использует собственную монопольную возможность, так как это при­ведёт к снижению стоимости газа на японском рынке, что противоречит интересам России);

¦ возможность одновременного освоения нескольких месторожде­ний для наполнения газопроводов «Сила Сибири» и «Сахалин-Хабаровск­-Владивосток», при этом Чаянда и Ковыкта не предполагают проведения оффшорных работ, что упрощает задачу их освоения;

¦ значительные инвестиционные затраты, которые положительно скажутся на развитии территорий, где будут построены газопроводы и завод СПГ;

¦ обеспечение занятости местного населения и налоговые отчисле­ния в бюджеты субъектов и муниципалитетов;

¦ меньшие экологические риски.

Изначально завод СПГ планировалось построить в партнёрстве с японскими компаниями «Mitsui» и «Mitsubishi». В ходе саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году «Газпром» и Агентство по природным ресурсам и энергетике Японии подписали Меморандум по проекту «Владивосток­СПГ», который предусматривал сотрудничество в области финансирова­ния проекта и маркетинга газа [2].

С начала 2013 года российские нефтегазовые компании «Газпром», «Роснефть» и «Новатэк» ведут активные переговоры по расширению по­ставок российского газа в АТР. Это стало возможным после заседания комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, прошедшего в феврале 2013 года, на котором Министерству энергетики было поручено проработать вопрос ограничения монополии «Газпрома» на экспорт СПГ [5].

Весной 2013 года делегации «Газпрома», «Роснефти» и «Новатэка» посетили Японию. Представители «Газпрома» во главе с А. Миллером 17 апреля 2013 г. провели встречу с министром торговли Японии То­шимицу Мотеги и руководством компаний «Chiyoda», «JGC» и «Itochu», интересующихся проектом СПГ в Приморье [9].

29 апреля 2013 г. в Москве состоялась встреча президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ, где, как ожидалось, стороны достигнут принципиального соглашения о сотруд­ничестве по проекту «Владивосток-СПГ». Однако предложения по уча­стию Японии в проекте от российской стороны не поступило. По итогам встречи В. Путин заявил не об участии японских компаний в проекте «Владивосток-СПГ», а о противоположном, что «Газпром» готов вложить свои ресурсы и деньги в новые мощности по приёмке газа на территории самой Японии и в газопроводные системы на территории Японии» [6].

В настоящее время «Газпром» ведёт переговоры с крупными потре­бителями в АТР, а не с компаниями, которые имеют технологии и опыт в сфере СПГ, что было бы более логичным по причине отсутствия соот­ветствующих технологий и опыта у России. Целью переговоров является заключение долгосрочного контракта, который сможет обезопасить рос­сийский сбыт, когда предложение СПГ на рынке АТР превысит спрос, что ожидается к 2020 году. «Газпром» готов продать долю 49% в проекте «Владивосток-СПГ» тем компаниям, которые будут готовы приобретать 6 млн. тонн газа в год по контрактам с нефтяной привязкой. При этом доля 49% может быть распределена между несколькими иностранными компаниями. Скорее всего, в проекте будут принимать участие японские компании в виде консорциума «Far East Gas Company», куда входят та­кие компании, как «Itochu», «Japex», «Marubeni», «Inpex» и «Cieco» [14].

В мае 2013 г. И. Сечин также посетил Японию во главе делегации «Роснефти», где провёл встречи с руководством компаний «SODECO», «Marubeni», «INPEX» и «TEPCO» на предмет строительства завода СПГ на о. Сахалин и организации поставок в Японию [10]. В июне 2013 г. на полях Петербургского международного экономического форума «Рос­нефть» заключила соглашение об условиях поставок СПГ с японскими «Marubeni» и «SODECO» с 2019 года. Контракт еще не заключен, но в компании планируют, что он будет долгосрочным. Ежегодно «Marubeni» будет получать от «Роснефти» 1,25 млн т, а «SODECO» – 1 млн т. «Нова­тэк» провёл переговоры с представителями «Tokyo Gas», «Tokyo Electric», «Itochu», «Mitsubishi» и «Mitsui», в ходе которых предложил приобрести долю в проекте «Ямал-СПГ», однако в итоге 20% в проекте получила ки­тайская «КННК» [15].

После заключения соглашений на поставки газа «Роснефтью» и «Новатэком» в АТР, что было одним из условий либерализации россий­ского рынка СПГ в АТР, Министерство энергетики РФ представило за­конопроект, предусматривающий возможность экспорта СПГ для этих компаний, который будет рассмотрен Госдумой осенью 2013 года.

Либерализация рынка активизирует конкуренцию российских компаний, вследствие чего следует ожидать ускорения реализации про­ектов. В отличие от европейской части России, где газовая инфраструк­тура была создана в основном в период СССР, в азиатской части страны она только зарождается. Для развития инфраструктуры необходимы значительные инвестиции, современные технологии и грамотное управ­ление. Российские нефтегазовые компании не имеют опыта реализации оффшорных проектов и строительства заводов по сжижению газа. Поэто­му в настоящее время сотрудничество с иностранными нефтегазовыми компаниями на взаимовыгодных условиях было бы вполне логичным решением вопроса использования современных технологий и практики управления крупными проектами. Это позволит завершать проекты в запланированные сроки, без необоснованного увеличения их стоимости и негативных экологических последствий.

При сравнении перспектив строительства газопровода и расшире­ния поставок СПГ, как представляется автору, бoльшие шансы быть ре­ализованными имеют проекты СПГ, которым российская сторона отдаёт приоритет в силу экономических соображений, возможности географи­ческой диверсификации поставок, обширной ресурсной базы, социально­экономического значения для регионального развития и экологической безопасности.

Проект строительства газопровода, за который выступает Япония, противоречит интересам России, так как он представляется менее вы­годным для «Газпрома», а также сопряжён со значительными полити­ческими, экономическими и экологическими рисками, в том числе, для самой Японии.

При условии строительства завода СПГ в Приморье и расширения мощностей завода СПГ на о. Сахалин к 2020 году, доля России в япон­ском импорте без учёта проекта «Роснефти» будет составлять 17,5%, что близко к предельно допустимым 20%. Поэтому Токио, руководствуясь соображениями поддержания энергетической безопасности, откажется от идеи строительства газопровода, и в ближайшие 15-20 лет ожидать реализации данного проекта не стоит. Дальнейшее развитие событий проанализировать сложно из-за отсутствия возможности оценить темпы роста потребления энергоресурсов в Японии из-за замедления темпов роста японской экономики.

В целом, Японии следует развивать сотрудничество с Россией в га­зовой сфере, принимая во внимание, что для Москвы предпочтитель­но заключение долгосрочных контрактов с нефтяной привязкой. Также японской стороне следует оценивать возможности и условия участия в российских газовых проектах, исходя из сложившейся рыночной конъ­юнктуры и приоритетов России. Строительство газопровода вместо тер­минала СПГ российской стороной не рассматривается, однако, если пред­ложение Японии по газопроводу предусматривало бы привязку цены газа к СПГ или готовность законтрактовать будущие поставки СПГ на долгосрочной основе, то проект строительства газопровода, по мнению автора, мог бы заинтересовать «Газпром».

Задача России в контексте развития российско-японского газового сотрудничества заключается в привлечении японских технологий и опы­та для совместного строительства терминала СПГ в Приморском крае и в расширении терминала на о. Сахалин. Участие японских компа­ний позволит реализовать проекты в запланированные сроки и начать поставки газа до того, как предложение СПГ на рынке АТР превысит спрос. Либерализация российского экспорта СПГ в АТР является значи­тельным шагом, направленным на активизацию конкуренции россий­ских компаний с зарубежными, что должно положительно сказаться на динамике реализации газовых проектов на ДВ и ВС.

В целом, российско-японское газовое сотрудничество является одним из ключевых элементов энергетической безопасности Северо­Восточной Азии и имеет значительный потенциал, который только пред­стоит раскрыть.

Литература

1. Восточная газовая программа // Официальный сайт ОАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/east-program/ (дата обращения: 20.10.2013 г.).

2. «Газпром» и Агентство по природным ресурсам и энергетике Японии подписали Меморандум по проекту «Владивосток-СПГ» // Официальный сайт ОАО «Газпром. 2012, 8 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2012/september/article143511/ (дата обращения: 20.10.2013 г.).

3. Дробышева И. "Газпром" начал проектировать завод СПГ в Приморье // Российская газета. 2013. 8 апреля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/04/08/reg-dfo/zavod-anons.html (дата обращения: 20.10.2013 г.).

4. Жуков С. В. и др. Азиатские энергетические сценарии 2030 // М.: Магистр, 2012. 336 с.

5. Заседание Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности // Официальный сайт Президента России. 2013, 13 февраля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/17511 (дата обращения: 20.10.2013 г.).

6. Заявления для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам российско-японских переговоров // Официальный сайт Президента России. 2013, 29 апреля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/18000 (дата обращения: 20.10.2013 г.).

7. Клименко О. Пробки на газопроводе Сахалин – Хабаровск – Владивосток продолжают образовываться – энергетики // Золотой Рог. 2013, 3 июля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zrpress.ru (дата обращения: 20.10.2013 г.)

8. Мордюшенко О., Серов М. «Газпром» зашёл на второй круг, согласовав еще одни «основные условия» поставок в Китай // Коммерсантъ. № 161 (5192). 2013, 06 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2272190 (дата обращения: 20.10.2013 г.).

9. Основным обсуждаемым вопросом в рамках визита в Японию стал проект «Владивосток-СПГ» // Официальный сайт ОАО «Газпром. 2013, 17 апреля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2013/april/article160624/ (дата обращения: 20.10.2013 г.).

10. Президент «Роснефти» Игорь Сечин начал рабочий визит в Японию // Официальный сайт ОАО «Роснефть». 2013, 28 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosneft.ru/news/news_in_press/280520133.html (дата обращения: 20.10.2013 г.).

11. Самофалова О. На мысе Ломоносова: 20 млрд долларов потратит Россия на строительство газового терминала в Приморье// Взгляд: деловая газета. 2012, 7 декабря. [Электронный ресурс]. URL: http://vz.ru/economy/2012/12/7/610777.html (дата обращения: 20.10.2013 г.).

12. Самофалова О. Трубой, а не танкером: Изучаются способы доставки российского газа в Японию // Взгляд: деловая газета. 2012, 5 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vz.ru/economy/2012/5/3/577221.html (дата обращения: 20.10.2013 г.).

13. Севастьянов С. В. «Новый регионализм» Восточной Азии: теоретические и практические аспекты // Полис (Политические исследования). 2009. № 4. С. 111-122.

14. Серов М. СПГ-заводам подбирают новых иностранцев: «Новатэк» и «Газпром» поделятся долями в проектах только с потребителями газа// Коммерсантъ. № 101 (5132). 2013, 14 июня. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2210939 (дата обращения: 20.10.2013 г.).

15. Строганова П. «Новатэк» и «Роснефть» подготовились к экспорту СПГ // РБК daily. 2013, 21 июня. [Электронный ресурс]. URL: http://rbcdaily.ru/industry/562949987482163 (дата обращения: 20.10.2013 г.).

16. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1715-р от 13.11.2009 г.

17. Cohen A. Russia’s pivot to Asia // The National Interest. September 11, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://nationalinterest.org/commentary/russias-pivot­asia-7454 (дата обращения: 20.10.2013 г.).

18. Hornung J. Economic cooperation can strengthen Japan-Russia ties // The Japan Times. January 11, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://japancenter.livejournal.com/807346.html (дата обращения: 20.10.2013 г.).

19. Japan considers gas pipeline from Russia’s Sakhalin // New Europe. November 5, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.neurope.eu/article/japan-considers-gas-pipeline-russia-s-sakhalin (дата обращения: 20.10.2013 г.).

20. Japan: country analysis briefs // U. S. Energy information administration June 2, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eia.gov/countries/cab.cfm?fips=JA (дата обращения: 20.10.2013 г.).

21. Maeda R., Tsukimori O. Japan's 2012 LNG imports at record high on nuclear woes // Reuters. January 23, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.reuters.com/article/2013/01/24/energy-japan-mof-idUSL4N0AT00Y20130124 (дата обращения: 20.10.2013 г.).

22. Narusawa D., Yamawaki T. Japanese firms plan 1,400-km gas pipeline from Russia’s Sakhalin // The Asahi Shimbun. November 5, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://ajw.asahi.com/article/economy/business/AJ201211050009 (дата обращения: 20.10.2013 г.).

23. Oil & gas security. Emergency response of IEA countries: Japan, 2013 // International Energy Agency. Paris, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/2013_OSS_Japan.pdf (дата обращения: 20.10.2013 г.).

24. Sethuraman D. Japan Reduces Spot LNG Purchases as Prices Soar to Near a Record // Bloomberg. July 5, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bloomberg.com (дата обращения: 20.10.2013 г.).

25. We are not afraid of competition from U.S. shale gas revolution: Russian gas executive // The Mainichi. October 15, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://mainichi.jp/english/english/newsselect/news/20131015p2a00m0na007000c.html (дата обращения: 20.10.2013 г.).

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2014 гг.