|
Это ознакомительная текстовая версия, Тематическая рубрика «Автомобильная субкультура региона: грани возможного в фокусе междисциплинарных исследований» посвящена обсуждению проблемного поля, содержание которого выступает не только имагинативным конструктом, маркирующим Приморье, (и, шире, весь российский Дальний Восток) в социокультурном пространстве современной России, но и неотъемлемой частью повседневного опыта населения региона. Перед авторским коллективом тематической рубрики была поставлена весьма непростая задача, заключавшаяся в комплексном исследовании различных аспектов жизнедеятельности населения, преимущественно, Владивостока и территорий Приморского края РФ, связанных с эксплуатацией, владением, пользованием, ремонтом, техническим обслуживанием, покупкой, продажей, государственной регистрацией и т.д. автотранспортных средств. О «достижениях» автомобилизации региона, о роли автомобиля в жизни «рядового владивостокца», «рядового приморца» или столь же «рядового дальневосточника», о реалиях и коллизиях автомобильной культуры региона написано и сказано, безусловно, незаслуженно мало. Особый дефицит ощущается именно в части научной литературы. К сожалению, реалии автомобильной субкультуры ускользают из фокуса внимания исследователей самых разнообразных научных специализаций, оставаясь сколь очевидными, столь же и малоизученными. Значительно лучше обстоит дело в поле художественной литературы и публицистики. Благодаря творческим усилиям владивостокского писателя В. Авченко автомобильная субкультура региона обзавелась даже собственным эпосом, который так же всё ещё ожидает своего пытливого исследователя. Всё перечисленное в очередной раз убеждает в том, что автомобильная субкультура не только реальна в феноменологическом плане, но и является органической составляющей социокультурной реальности региона, в системном отношении. На страницах тематической рубрики авторам предлагалось обсудить широкий спектр проблемных вопросов, относящихся к бытованию автомобильной субкультуры региона: многообразие феноменов, дискурсивных практик, ролей, обычаев автомобильной субкультуры; опыт конструирования и кодификации мифологии автомобильной субкультуры; роль и значение автомобиля в социальноэкономической жизни и хозяйственно-экономической деятельности жителей региона (импорт, эксплуатация, обслуживание, продажа, утилизация); автообразование; гендерные аспекты автомобильной субкультуры (различия мужского и женского понимания реалий автомобильной субкультуры, автомобиль и сексуальность); автоспорт в регионе; многообразие контекстов автомобильной субкультуры региона: геополитический, экономический, демографический, медийный, повседневно-бытовой и др. Особое внимание планировалось уделить «праворульной проблематике»: экономическому, техническому, психологическому и др. аспектам «великой праворульной революции»; «правому рулю» как доминанте региональной социокультурной идентичности и ключевому символу регионального прочтения ценностей и завоеваний российской демократии. Авторам рубрики предоставлялась возможность предложить своё видение интересующих компонентов смыслового поля автомобильной субкультуры региона. Таковы были планы и намерения… Однако реальность всегда вносит свои коррективы. В «редакционный портфель» тематической рубрики вошли всего три статьи. Это весьма показательно характеризует меру инерционности локального научного сообщества юга российского Дальнего Востока, степень готовности его представителей браться за исследование проблем, лежащих за пределами традиционных сфер их познавательных интересов. В статье Д.А. Литошенко (ВГУЭС) «Феодальные истоки современной этики дорожного движения в контексте автомобильной субкультуры тихоокеанской России» предпринимается попытка исследовать содержание морально-этического компонента региональной автомобильной субкультуры сквозь призму этического наследия культуры феодального общества средневековой Европы, что позволило автору сделать ряд весьма интересных предположений о происхождении и специфических особенностях исследуемого феномена. Статья А.В. Прокопчук (МГУ им. адм. Г.И. Невельского) «Автомобильные компании и благотворительность: мировой опыт» посвящена рассмотрению одного из аспектов социальной ответственности бизнеса на примере благотворительной деятельности ряда ключевых субъектов мирового автомобилестроения. Особую значимость статье придаёт то, что на её страницах нашла отражение деятельность японского автомобильного концерна «Тойота» по поддержке инициатив в области искусства и культуры именно в социокультурном пространстве российского Дальнего Востока. Особое место в рамках тематической рубрики принадлежит статье А.В. Лаврентьева (ВГУЭС) «Развитие российско-китайских автомобильных сообщений: исторический опыт и современные тенденции». Автор статьи фокусирует своё внимание на исследовании роли автомобильного транспорта в хозяйственно-экономической деятельности и повседневной жизни населения региона на рубеже XX – XXI вв. На историческом фоне порубежного двадцатилетия в статье проанализированы политические, международно-правовые, нормативно-инфраструктурные особенности организации и проблемы осуществления международных автомобильных перевозок на приграничных территориях Дальнего Востока России. В конечном итоге судить о том, насколько авторскому коллективу тематической рубрики удалось реализовать её первоначальный замысел, обоснованно, достоверно, убедительно и доступно поведать о таком аспекте общественного бытия региона, как автомобильная субкультура, предстоит читателям журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования». Д. А. Летошенко
|