Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Роль информационного обеспечения культурного туризма в Республике Татарстан

Ахмадуллина Л. Р.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Культурный туризм представляет собой одну из наиболее интересных современных форм досуга, играющих заметную роль в расширении общих знаний и, в частности, культурной эрудиции человека, и переживает сегодня новый этап развития благодаря неуклонному углублению процессов глобализации и созданию единого информационного общечеловеческого пространства, ведущих к устойчивому росту интереса людей к культурам мира, мультикультурации, расширению международной торговли предметами массового потребления, развитию скоростного транспорта, связи, а также всей системы организации, обеспечения и обслуживания туристических поездок. Мировая практика конца ХX – начала XXI столетия свидетельствует, что культурно-познавательный туризм всё заметнее превращается в мощный инструмент осуществления диалога между цивилизациями как в социокультурном, так и в экономическом отношении.

Культурный туризм, как деятельность, находящаяся на пересечении гуманитарной сферы и сферы бизнеса, является одним из наиболее перспективных направлений экономического и культурного развития Российской Федерации, в том числе и Республики Татарстан. Основная сфера нововведений в культурном туризме связана с использованием информационных и коммуникационных технологий. Основным предназначением информационных технологий является удовлетворение информационных потребностей субъектов всех отраслей деятельности, в том числе, и туристской, современное развитие которой требует своевременного обеспечения необходимой информацией. Оперативность, надёжность, точность, высокая скорость обработки и передачи информации во многом определяют эффективность работы в этой области.

В соответствии с федеральными и республиканскими программами по развитию туризма предусмотрено создание единой системы информационного обеспечения в области туризма, в том числе создание единой туристско-информационной сети России и её интеграции с аналогичными международными системами. Предполагается формирование банков данных по отечественным и зарубежным фирмам, турам, маршрутам, транспортному обеспечению и средствам размещения туристов, а также создание информационной базы по туристским объектам всероссийского значения.

Полноценная интеграция России в мировой туристский бизнес требует скорейшей реализации регионами, в том числе и Татарстаном, сформулированных в программе задач и является необходимым условием создания и продвижения современных туристских продуктов, новых культурных маршрутов. Туристский потенциал Республики Татарстан для активного развития культурного туризма огромен: богатое историко-культурное наследие и древние традиции, условия для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий и активного отдыха, разнообразные пути сообщения с другими регионами страны. Между тем основная проблема заключается в отсутствии должного информационного обеспечения культурного туризма, адекватной туристской познавательной информации о Татарстане, как в пределах России, так и за рубежом.

В качестве одной из актуальных проблем на сегодняшний день можно выделить проблему информационного сопровождения культурного туризма, слабого применения рекламно-коммуникационных технологий Интернет, необходимости разработки технологии информационного обеспечения культурного туризма, например, создания единого информационного справочника по культурному туризму в Республике Татарстан. Туризм – это уникальная отрасль народного хозяйства. При небольших капиталовложениях туризм является одной из самых прибыльных отраслей. Во многих странах мира туризм превратился в передовую отрасль экономики. В 2000 году Всемирная туристская организация зарегистрировала 698 млн. турприбытий в мире, в 2005 году – 900 млн., в 2010 году – 937 млн., а к 2020 году по её прогнозам людям предстоит пережить туристский бум, так как число путешествующих приблизится к 1,6 млрд. человек.

Пока Россия в рейтинге конкурентоспособности в туристическом секторе занимает лишь 59 место из 139 стран. Соответствующее исследование раз в два года проводит Всемирный экономический форум, анализируя ситуацию по 14 показателям уровня развития туристического сектора. В их числе законодательное регулирование, безопасность, приоритетность отрасли, транспортная и туристическая инфраструктура, ценовая конкурентоспособность, бизнес-климат, человеческие, культурные и природные ресурсы. Наиболее сильные позиции Россия занимает по показателям обеспеченности природными и культурными ресурсами (4 и 13 места соответственно). В то же время эксперты ВЭФ поставили Россию на 122 место по показателям приоритетности для государства туристической отрасли, на 119 – по эффективности маркетинга и брендинга в туризме, на 91 – по государственным расходам на туристическую отрасль. Статистические исследования показывают, что положение туризма в России мало изменилось с 2009 года. При этом до 8 миллионов запросов по теме "Туризм и отдых в России" обрабатывают ежемесячно интернет-поисковики. Эта цифра наглядно свидетельствует о том, насколько становятся востребованными путешествия по нашей стране.

Туристический потенциал Республики Татарстан огромен – это удачное географическое положение, реки Волга и Кама, множество малых рек и озёр, лесные массивы, лечебно-оздоровительные факторы природной среды, исторические и памятные места, уникальные традиции двух великих культур. В республике выявлено около 7 тысяч объектов, представляющих культурную ценность: исторические памятники, мемориальные места, музеи, и другие объекты показа, что может позволить развивать круглогодичный культурный туризм, "изюминкой" которого становится образ Казани, как "места свидания Запада и Востока". Кроме того, в республике более 300 мусульманских и православных памятников истории и культуры, 82 объекта экологического туризма: заповедники, национальные и природные парки, заказники и памятники природы. "Визитной карточкой" татарстанского туризма являются речные круизы. Речные круизы на теплоходах по Волге и Каме с заходом в Казань и города республики являются всероссийскими маршрутами. Но при всём этом статистика туристских посещений Татарстана тоже оставляет желать лучшего.

Культурный туризм играет огромную роль стимула сохранения и реставрации культурного наследия, фактора укрепления международных связей, взаимопонимания между людьми всего мира, предотвращения конфликтов на религиозной почве. Комплексное изучение объектов культурного наследия и активное участие молодёжи в продвижении и организации программ развития культурного туризма способствуют повышению образовательного и культурного уровня населения, воспитанию молодёжи в духе бережного отношения к культурному наследию всего человечества и обеспечению туристической отрасли квалифицированными специалистами.

Задача содержания мест исторического и культурного значения для Татарстана остаётся актуальной. Яркий тому пример – Старо-Татарская слобода – целый пласт казанской и российской истории, который разрушается день ото дня. Возрождение этого этнографического комплекса способствовало бы закономерному повышению интереса потенциальных туристов к нашему городу. В Казани много мест, которые были связаны с именами известнейших людей. Комплексное развитие этих мест, создание культурно-исторических зон города, в первую очередь, необходимо начинать с информирования самих жителей Казани, так как наследие является не только объектом туризма, но и объектом гордости жителей города, обладающего культурным наследием. Самосознание населения, что они обладают таким богатством, приводит к устойчивому развитию территории. Таким образом, культурно-историческое наследие становится экономическим фактором устойчивого развития города, хотя отношение жителей к имеющемуся наследию прямо зависит от того, какое внимание этому уделяет государство и местные власти.

Но пока существующие маршруты культурного туризма проходят либо по нескольким "накатанным" местам, либо выглядят как набор несвязанных между собой посещений различных памятников. Экскурсии и по Казани, и другим городам Татарстана не разнообразны, многие достопримечательности в малых городах и районах вообще никак не предъявляются туристам, отсутствует информация об их культурном и туристическом потенциале. Слабо задействованы коммуникационные каналы предоставления информации: библиотеки, музеи, архивы, информационные центры, СМИ и пр. Туроператоры практически не занимаются разработкой новых маршрутов, т.к. турфирмам не очень выгодно этим заниматься. Плохо поставлена реклама культурного туризма, никто не занимается разработкой презентационной и сувенирной продукции. Не отслеживается спрос на маршруты. Музеи региона (а именно они являются основными держателями историко-культурной информации и хозяевами многих объектов туристского показа) практически не участвуют в туристской деятельности (за исключением двух-трёх крупных музеев Казани и других городов республики).

Для того чтобы адекватная туристская познавательная информация о Татарстане, как в пределах России, так и за рубежом, была доступна и понятна, необходимо должное информационное обеспечение. Но в качестве одной из важных проблем остаётся проблема слабого применения рекламно-коммуникационных технологий Интернет и необходимости разработки технологии информационного обеспечения культурного туризма, например, создания информационных справочников по культурному туризму.

В целях решения задачи по разработке модели построения информационной системы культурного туризма в регионе для повышения интереса к республике необходимо определить информационные потребности субъектов туризма, которые находятся в тесной взаимосвязи со следующими видами туристской деятельности:

  • практической;
  • общественно-любительской;
  • организационно-предпринимательской;
  • научно-образовательной;
  • деятельностью по осуществлению государственного регулирования туристической отрасли.

Основными категориями пользователей информации являются:

  • собственно туристы;
  • приезжающие с деловыми целями; предприниматели сферы туризма;
  • студенты учебных заведений туристического профиля, и в целом, гуманитарной направленности;
  • преподавательский состав высших и средне-профессиональных учебных заведений туристического профиля;
  • научные сотрудники, слушатели курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки; должностные лица и представители власти.

Субъектами туризма востребована:

  • законодательная,
  • нормативно-правовая,
  • экономическая,
  • научно-техническая,
  • методическая,
  • библиографическая,
  • учебно-методические материалы,
  • печатные электронные учебники,
  • информация страноведческого и краеведческого характера, рекламные сообщения и др.

По частоте использования и доступности коммуникационных каналов большая часть потребителей туристской информации используют Интернет. Значимыми показателями потребления информации, конечно же, являются достоверность, полнота, стоимость, оперативность и конфиденциальность информации. Интернет используется практически во всех основных бизнес-процессах внутри туристической компании, начиная от поиска и привлечения клиентов и заканчивая формированием туристического продукта в качестве коммуникационного и маркетингового инструмента.

Творческий подход к данной разработке приведёт к созданию единого информационного комплекса. Помимо традиционных страниц, предполагаемых на такого рода сайтах и присутствующих разрозненно на проанализированных существующих сайтах (специализированных туристских и др.), могут присутствовать страницы в форме иллюстрированных познавательных путешествий по районам и городам Татарстана, с фрагментами художественных, декоративно-прикладных, литературных, музыкальных произведений, списком "интеллектуальной библиографии", описанием памятников истории и культуры, актуализирующем проблему сохранения и популяризации культурно-исторического наследия и разработки новых культурных маршрутов. И, конечно, детальная информация, необходимая туристам и туроператорам по инфраструктуре города. Справочник "Республика Татарстан – Культурный туризм" должен содержать коллекцию ссылок на туристские ресурсы, музеи, библиотеки, архивы, национальные рестораны, ресурсы в сети Интернет, справочные материалы с указанием их сайтов, адресов, конкурсы, викторины, фотогалереи и видеогалереи. Обязательно присутствие статической и динамической информации на странице "Единый календарь турсобытий Республики Татарстан". Информационное описание существующих маршрутов и эскизы новых культурных маршрутов должны включать концепцию маршрута, последовательность объектов и логические связки между объектами в рамках данного маршрута, обеспечивающие его содержательную целостность. В электронном виде маршруты могут выглядеть как виртуальные экскурсии.

Индустрия туризма, часто предлагая стандартизированные модели проведения досуга, превращает туризм в рассадник "массовой культуры" сее обезличенностью и бездуховностью. Противовесом данной негативной тенденции является активное развитие краеведческого туризма, где особенно явно актуализируются традиции и большее приближение к "малой родине", и уже на его базе – привлечение турпотоков из разных уголков страны и зарубежья. Краеведческий туризм, как никакой другой вид туризма, является фундаментальной основой процесса сохранения, укрепления и развития самобытности народа, подчёркивает своеобразие локальных культур и содействует росту патриотизма и интереса к истории и культуре родного края. В условиях диалектического единства глобализации мировых процессов и социально-культурной регионализации именно краеведческий, местный, региональный туризм способствует идентификации, сохранению и развитию локальных культур. Только на основе развитого краеведческого туризма может быть грамотнопостроен содержательный информационный справочник по культурному туризму для организации рекламно-популяризационной деятельности культурно-познавательного туризма в Республике Татарстан.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.