Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Угроза глобальной гегемонии: американские политологи о Китае

Суховей Д. А.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

За последнее десятилетие военные операции в Афганистане в ответ на теракт 11 сентября, Ираке против обладания Багдадом ОМУ, а также в Ливии против тирании показали, что самая мощная держава современности не откажется от активного применения силы за рубежом. Поэтому особенно важным и актуальным становится вопрос, против какой угрозы в следующий раз будет использована военная сила?

Для решения этого вопроса необходимо ближе познакомиться с воззрениями академико-политического сообщества США, сильной и развитой фабрики идей, к которой нередко обращается Правительство при принятии внешнеполитических решений. Если ориентироваться в тенденциях, существующих в экспертном сообществе, то можно предугадать, какие мысли и разработки возьмёт на вооружение Правительство страны, во многом определяющей мировой порядок.

В своей статье мы поставили цель определить круг угроз, которые рассматриваются американскими авторами в качестве значительных для национальной безопасности Вашингтона. Видение угроз и вызовов в постановке американской политической мысли было изучено в ходе контент-анализа публикаций ведущих научно-исследовательских центров Соединённых Штатов Америки, журналов, а также аналитических материалов новостных изданий страны в период с 11 сентября 2001 по январь 2012 года.

По всему массиву информации, хранящемуся в указанных электронных ресурсах, вёлся поиск по ключевым словам. Словами для поиска являлись различные варианты словосочетаний "угроза национальной безопасности" (national security threat) и "вызов национальной безопасности" (national security challenge). Также в исследовании вошли материалы, в которых описываются случаи использования силы. Введение в поиск случаев, связанных с применением военного вмешательства, объясняется тем, что военная операция априори предполагает наличие какой-либо угрозы, устранение которой необходимо с помощью военных средств. В итоге в результате отбора по ключевым словам было выбрано более 100 источников.

Из каждого отобранного источника были внесены в список все разновидности угроз, которые авторы упоминают в первый раз. Повторяющиеся угрозы в рамках одного источника не учитывались. Далее составлялся список по количеству упоминаний. Этот метод исследования позволил выявить лист опасностей, наиболее существенных, по мнению американской политической мысли.

Сформированный по результатам исследования список угроз приводится ниже:

1. Терроризм, глобальный терроризм, исламский терроризм – частота упоминаний 30 раз.

2. Распространение оружия массового поражения – частота упоминания 25 раз. В данный пункт входит распространения ядерного оружия, а также химического и бактериологического – любого вида оружия массового поражения.

3. Слабые или недееспособные государства – частота упоминания 8 раз.

4. Страны-нарушители мировой системы безопасности (режимы или страны-изгои) – частота упоминаний 7 раз.

5. Возросшее влияние Китая на мировой арене, угроза доминированию США – частота упоминания 7 раз.

6. Массовые убийства мирных жителей правительством собственной страны, проведение репрессий, политики геноцида в любых государствах мира – частота упоминания 5 раз.

7. Собственная политика США – частота упоминания 5 раза.

На этапе подсчёта количественных показателей в исследовании выявилась особенность американской политической мысли, которая заключается в том, что угрозы, называемые американскими политологами, абстрактны и не связаны с какой-то определённой страной. Страны или регионы при названном направлении политической мысли упоминаются в качестве опасности лишь как иллюстрация к основной проблеме. Поэтому, когда в настоящем исследовании вначале была оставлена цель разграничить данные по общему видению угроз и определённым странам, возникло существенное затруднение. На основе контент-анализа источников было составлено два списка. Первый содержит количество упоминаний по общим видам угроз, второй – по конкретным странам. Количество источников, где упоминается общее, абстрактное понятие угрозы (например, угрозы терроризма) – 87, в то время как количество упоминаний по конкретным странам всего 12. Выше мы привели первый список без упоминания стран. Исключением из названной тенденции абстрагирования угроз в американской политической мысли является видение опасности со стороны Китая. Данная страна упоминается наиболее часто с абстрактной угрозой конфликта за мировое доминирование.

Рассмотри далее восприятие американскими политологами Китая как отдельного вида угрозы национальной безопасности Соединённых Штатов Америки.

Так, Эндрю Крепиневич [7] называет важной проблемой безопасности угрозу, исходящую от набирающего мощь Китая. По мнению автора, Пекин становится всё более агрессивным и проводит активную территориальную экспансию. Того же мнения придерживаются и Петер Брукс, который считает, что наибольшую угрозу военному доминированию США будет представлять именно КНР. Свои предположения эксперт основывает на том, что в настоящее время Пекин увеличил в два раза финансирование обороноспособности страны. Более того, Китай, по данным исследователя находится на втором месте по количеству военных затрат после США. В настоящее время своей военной целью Китай, согласно предположению Брукса, видит Тайвань, а в дальнейшей перспективе его военные цели должны будут выйти за пределы Восточной Азии, что негативно скажется на позициях США в регионе и в мире в целом [1].

Мишель Свон считает, что на сегодняшний момент самая могущественная в политической, экономическом и военном отношении держава США сталкивается"со значительным вызовом роста китайского влияния, особенно в Азии" [9, p. 1].

Джон Болтонна стаивает, что недавнее поведение Китая показало тщетность прогнозов оего мирном развитии. Автор говорит о том, что Вашингтон должен решить, ответить жёстко на враждебные действия Китая или позволить Пекину действовать безнаказанно. В случае, если Вашингтон промедлит с ответом, угроза со стороны Китая станет реальностью [5].

Главный редактор "Нью-Йорк таймс" продолжает линию и называет Китай вызовом Америке [10]. Той же позиции относительно придерживается и Шон Дингли [3].

Однако необходимо отметить, что экспертное сообщество не склонно рассматривать угрозу со стороны Китая как наиболее значимую для Вашингтона. Высказанный тезис доказывается, во-первых, тем, что американские политические исследователи используют мягкую лексику, говоря о Китае. Так она активно используют слово "вызов" вместо "угроза". Это относится ко всем перечисленным экспертам Д. Болтону, М. Свон, Э. Крепиневичу, П. Бруксу.

Во-вторых, американское политико-академическое сообщество склонно рассматривать Китай как вызов безопасности на долгосрочную перспективу. Так, Эндрю Крепиневич, рассматривая КНР как потенциального мирового гегемона, предлагает не сравнивать опасность, которая исходит сейчас от Китая, с опасностью, которая исходила от СССР. Китай, по мнению Крепиневича, даже в перспективе может не стать врагом номер один. Эксперт особенно подчёркивает то, что Пекин до конца не определился с путём своего развития. Поэтому автор не исключает возможности, что Китай станет развитой демократической страной, которая разделит инициативу США в борьбе с исламистами и распространением ядерного оружия. Кроме того, демографические, экономические и иные внутренние проблемы не позволят Китаю стать активным соперником США, от которого будет зависеть безопасность Вашингтона. Также как и Эндрю Крепиневич, Петер Брукс говорит о будущей проблеме США, которая будет исходить от Китая. Потенциальная форма повествования автора говорит о том, что Китай не видится эксперту проблемой номер один в настоящее время. Также Мишель Свон описывает дилемму безопасности исключительно в развитии, не в сформированном до конца виде. В свою очередь Джон Болтон определяет положение КНР на международной арене как восхождение к статусу мировой сверхдержавы.

В третьих, Мишель Свон характеризует Китай как "растущую силу и влияние", предел которых ограничивается только Азией. Таким образом, КНР не представляет прямой угрозы США, которые распространяет своё влияние в глобальном масштабе.

Итак, экспертное сообщество США рассматривает Китай как вызов безопасности США в долгосрочной перспективе. Также академическое сообщество не исключает возникновения ситуации, при которой Китай не сможет стать основным соперником ввиду внутренних проблем, а так- же то, что Китай станет сателлитом США.

Если к работам упомянутых выше авторов П. Брукса, Э. Крепиневича, М. Свона, Д. Болтона необходимо было применить анализ к определению истинной позиции относительно вызова со стороны Китая, то эксперты Нина Хичигян, Мона Сутфен, Роберт Каплан и Джон Фефер предпочитают вообще не выделять угрозу как со стороны Китая, так и со стороны других государств. Так, Нина Хачигян и Мона Сутфен не подвергают сомнению то, что конфликты интересов с державами, влияние которых велико и которые могут представлять конкуренцию Соединённым Штатам, возникнут. Однако, по мнению авторов, ни одна великая держава на сегодняшний момент не представляет прямой идеологической и военной угрозы. Наоборот, все державы сплочены общим восприятием угроз, а также связаны обязательствами по их устранению [6].

Относительно Китая такого же мнения придерживаются эксперты центра Новой американской безопасности, составившие отчёт "Появление Китая: стратегический план для глобального сотрудничества" [2]. Авторы отчёта настаивают на том, что Китай не должен восприниматься как угроза Соединенным Штатам. По мнению экспертов, следовало бы уделять больше времени сотрудничеству с КНР. Также авторы не видят в Китае равного соперника Соединённым Штатам. Роберт Каплан [8] и Джон Фефер [4] считают, что в военном отношении Китай однозначно не представляет собой угрозы безопасности США, поскольку статус супердержавы, по мнению экспертов, Китай приобретёт только в будущем.

Итак, выделение угрозы со стороны Китая, равно как и со стороны других государств не является дискуссионным. Главным аргументами выступающих против рассмотрения данной угрозы является то, что Китай на сегодняшний момент занят больше решением внутренних проблем и только утверждает свой статус великой державы. А также то, что Китай не определился с путём своего развития и в будущем сможет стать союзником Вашингтона.

Литература

1. Brookes P. Defending Against Rogue States and Rising Powers // Military.com [Electronic resource]. URL: http://www.military.com/opinion/0,15202,192939,00. html (date of access 23.03.12.).

2. Denmark A., Patel N., Brooks L., Dr. Joshua Busby, Lindsey Ford, Dr. Michael Green, Dr. John G. Ikenberry, Kaplan R., Twining D., Dr. Weitz R. China's Arrival: A Strategic Framework for a Global Relationship // Center for new American security [Electronic resource]. URL: http://www.cnas.org/node/3368 (date of access 29.10.12.).

3. Digli S. Can alliances combat contemporary threats? // Washington quarterly. URL: http://www.ou.edu/uschina/SASD/writings/ShenTWQ2004Alliances.pdf (date of access 29.10.12.).

4. Feffer J. Is China a threat? // Foreign policy in focus [Electronic resource]. URL: http://www.fpif.org/reports/is_china_a_threat (date of access 8.10.12.).

5. Former UN ambassador highlights national security threats during address at Brevard // Times-news online [Electronic resource]. URL: http://www.blueridgenow.com/article/20120926/NEWS/120929859 (date of access 29.10.12.).

6. Hachigian N. and Sutphen M. Strategic collaboration: how the United States cant thrive as other powers rise // The Washington Quarterly [Еlectronic resources] URL : http://www.twq.com/08autumn/docs/08autumn_hachigian.pdf (date of access 8.10.12.).

7. Krepinevich E., Work R., Martinage R. Challenges to US national security // Center for strategic and budgetary assessments [Electronic resource]. URL: http:// www.csbaonline.org/wp-content/uploads/2011/02/2008.08.21-Challenges-to-US- Security.pdf (date of access 3.04.12.).

8. Questions and answers with Robert Kaplan on China // Foreign affairs. [Electronic resource]. URL: http://www.foreignaffairs.com/discussions/interviews/qa-with-robert-kaplan-on-china?page=show (date of access 8.10.12.).

9. Swaine M. America's Challenge: Engaging a Rising China in the Twenty-First Century / Swaine M..Washington, D.C.: CarnegieEndowment For International Peace. 676 p.

10. The Challenge of China // New-York times [Electronic resource]. URL: http://www.nytimes.com/2010/02/11/opinion/11thu1.html?_r=0 (date of access 12.01.13.)

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.