Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока России после Владивостокского саммита АТЭС

Севастьянов С. В.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

В начале статьи попытаемся сформулировать стратегические цели и задачи России в этой части страны. Важной геополитической целью является удержание территорий российского Дальнего Востока (РДВ), хотя актуальность этой угрозы в ближайшей перспективе уменьши­лась. Имевшие место в 90-е годы страхи китайской экспансии (демогра­фической или финансовой) не оправдались. В условиях быстрого роста уровня жизни в КНР китайцы частично утратили интерес к работе на территории РДВ, так как могут получить её в собственной стране при сравнимом уровне зарплаты. В последние годы приток мигрантов на РДВ растёт за счёт представителей стран Центральной Азии (преиму­щественно, Узбекистана и Таджикистана). Тем не менее, угроза утра­ты этих территорий в долгосрочной перспективе сохраняется, так как сегодня РДВ сильно оторван от центральной части России, в первую очередь, за счёт транспортной недоступности и высоких энерготарифов. Необходимо установить льготные энерготарифы для предприятий реги­она и специальные железнодорожные тарифы на перевозку на Дальний Восток и в Забайкалье из центра России продукции, имеющей ключевое значение для формирования конкурентоспособности РДВ, а также на перевозку произведённой здесь продукции как внутрь страны, так и за её пределы. Только в этом случае возможно достижение другой ключе­вой цели – выхода всей российской экономики через эти территории на более тесную интеграцию со странами АТР. В целом, достижение этих целей взаимосвязано и может быть обеспечено лишь в условиях опере­жающего, по сравнению с другими регионами, развития РДВ и Забайка­лья, основанное на их двойной интеграции (с центральными регионами РФ и странами-соседями по Северо-Восточной Азии и АТР).

В то же время реализация эффективной долговременной моде­ли развития этих регионов, встроенной в быстро формирующееся вос­точноазиатское экономическое пространство, в условиях опоры только на рыночные принципы развития экономики, как это предполагалось сделать в 90-е годы прошлого века, оказалось в принципе не решаемой задачей. Что же касается утверждённой в 2009 г. «Стратегии социально­экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», то она оказалась неэффективной, так как пред­лагаемые в ней проекты носили точечный характер, а столь необходи­мая «идеология комплексного развития территорий» не стала основной при разработке стратегических документов федерального и отраслевых уровней. Мероприятия, предусмотренные в Стратегии, не включены в госпрограммы и ФЦП, а также в инвестиционные программы государ­ственных корпораций» [1].

В дальневосточном научном сообществе к основным проблемам, препятствующим экономической интеграции России в АТР, относят сле­дующие:

  • Слабая концентрация и недостаточное развитие производствен­ной и транспортной инфраструктуры, низкая конкурентоспособность производимой на РДВ продукции (высокие транспортные, энергетиче­ские тарифы, высокая степень износа основных производственных фон­дов). Издержки производства на аналогичные виды продукции в ДВФО больше, чем в центральных районах РФ на 50-60%. Как следствие, в ре­гионе производится не более 4,5% общероссийского валового региональ­ного продукта.
  • Недостаточное развитие перерабатывающих мощностей, что спо­собствует вывозу натуральных ресурсов и препятствует их переработке и производству товаров с более высокой добавочной стоимостью.
  • Отсутствие значимого рынка товаров и услуг (малая численность населения и рабочей силы, её ориентация на перемещение в другие ре­гионы страны и за рубеж). Старение и деградация рабочей силы (отъезд квалифицированных специалистов и выпускников вузов, и их замеще­ние низко квалифицированной силой).
  • Действие выше упомянутых факторов усиливается отсутствием реализуемых на практике, а не только декларируемых программ Пра­вительства России по развитию РДВ, а также законодательно оформ­ленных и чётко прописанных мер, обеспечивающих преференциальный режим для инвесторов [6].

Пик прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на РДВ пришёлся на 2004 – 2007 годы, когда он ежегодно колебался в пределах от 2,81 млрд. до 3,26 млрд. дол. США (при этом 80% ПИИ в силу реализации про­ектов Сахалин-1 и Сахалин-2 было сконцентрировано в Сахалинской области). Начиная с 2009 г., в целом на Дальнем Востоке России проис­ходит спад иностранных инвестиций, при этом реализация в последние несколько лет крупных инвестиционных проектов в Приморском крае (строительство нефте- и газопроводов, объектов инфраструктуры г. Вла­дивостока) либо не вызвала должного интереса со стороны иностранных инвесторов, либо была проведена в форме, исключающей их участие и влекущей за собой рост бюджетных расходов РФ. Это тревожная тенден­ция, поскольку экономическая интеграция РДВ в АТР не возможна без активного участия иностранных инвесторов [3].

У руководства России к настоящему времени также сложилось по­нимание того, что для развития этих удалённых и малонаселённых тер­риторий им необходимо предоставить приоритетные экономические и со­циальные условия. В то же время, оценки представителей политической элиты по этой ключевой проблеме существенно разнятся: от готовности премьер-министра Д. Медведева предоставить им широкие налоговые, инвестиционные и прочие льготы [4] до занятия более осторожной пози­ции – обещания предоставить предприятиям региона лишь режим green field (освобождение новых предприятий от взимания налогов на опреде­лённый период времени).

Подготовка и проведение саммита АТЭС во Владивостоке создали предпосылки для более активного вовлечения Дальнего Востока России в интеграционное пространство СВА, позволили сформулировать рос­сийские приоритеты и обсудить взаимовыгодные направления и проек­ты экономического сотрудничества со странами АТР, а также привлечь повышенное внимание к этой части страны в самой России и за рубе­жом.

В то же время скромные (с точки зрения привлечения иностранных инвестиций) результаты саммита показали, что в нынешнем состоянии РДВ (слаборазвитая инфраструктура, незначительное население, от­сутствие налоговых и других преференций и т.п.) мало интересен для инвесторов – за исключением тех, кто нацелен на вывоз необработан­ных натуральных ресурсов. Руководству страны стало очевидно, что для преодоления действия негативных факторов требуется оперативная разработка и утверждение правительством РФ целого комплекса долго­временных организационных, финансовых, социальных и прочих мер, направленных на создание благоприятных условий для ведения бизне­са, инвестирования и проживания в этой части страны. То есть между­народный саммит стал катализатором для неотложного решения вну­трироссийских проблем, чему и было посвящено заседание Президиума Госсовета 29 ноября 2012 г.

Президент России В. Путин в выступлении на этом заседании при­знал, что «подъём таких масштабных территорий требует долгосрочной стратегии и последовательности действий. Все эти подходы должны быть отражены в госпрограмме социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, и она должна быть рассчитана до 2025 года» [7]. При этом он отметил, что Правительство должно было разрабо­тать для неё новые содержательные предложения, и что эта важнейшая общегосударственная задача до сих пор не выполнена, и призвал коллег «сделать это как можно быстрее, для того чтобы нам не ссориться, не де­лать это всё из-под палки, не прибегать к каким-то санкциям, к санкци­онным мерам». Последняя ремарка может свидетельствовать о том, что единство мнений в Правительстве по содержательной части будущей программы ещё не достигнуто.

В этом же выступлении Путин признал созданную систему управ­ления регионом не эффективной и предъявил серьёзные претензии к ра­боте недавно созданного Министерства по развитию Дальнего Востока.

При этом он предложил вернуться к обсуждению проекта созда­ния государственной корпорации по развитию региона, и это ключевое предложение получило поддержку участников заседания. Так, предста­витель Совета Федерации В. Штыров отметил, что Госкорпорация нуж­на в дополнение и под контролем Министерства. Так как Министерство как орган государственной власти и управления не может вступать в непосредственные юридически обязывающие отношения со своими пар­тнёрами, то это должна сделать корпорация, например, государственно­частное партнёрство в зоне БАМа [9]. Таким образом, была предложена управленческая схема, при которой два института будут иметь чёткую сферу ответственности: Госкорпорация – реализовывать конкретные проекты, а Министерство – осуществлять контрольные функции и раз­работку комплексных планов развития региона.

Президент поставил перед правительством РФ задачу оперативно выработать развёрнутую позицию по вопросу, какие налоговые, инвести­ционные и другие преференции получат российские и иностранные биз­несмены и инвесторы в случае их прихода на Дальний Восток. Позиция государства по данной проблематике будет отражена в ряде документов, в том числе: в новой версии «Стратегии социально-экономического раз­вития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», а также в специальном законе о Социально-экономическом развитии Дальнего Востока. Последний необходим для выработки комплекса подходов для решения этой важнейшей задачи и консолидации особых налоговых, та­моженных и тарифных условий хозяйствования на Дальнем Востоке.

Наиболее эффективными преференциями для инвесторов могут быть:

  • Установление новым производствам нулевой ставки налога на прибыль в первые 10 лет работы на территории всего РДВ;
  • Установление для всех предприятий региона льготных энергети­ческих и транспортных тарифов;
  • Обеспечение особых условий государственной поддержки малого и среднего бизнеса в части предоставления налоговых и таможенных льгот;
  • Доведение объёма Фонда развития Дальнего Востока и Забайка­лья до 100 млрд. рублей и обеспечение доступа к нему малому и средне­му бизнесу;
  • Упрощение процедуры создания на Дальнем Востоке свободных экономических зон, передав основные функции по их формированию и управлению Министерству по развитию Дальнего востока;
  • Опережающее развитие государством в регионе транспортной, энергетической и другой инфраструктуры, при одновременном выполне­нии социальной функции (для удержания квалифицированной рабочей силы необходимо предоставление жителям РДВ и Забайкалья дополни­тельных социальных гарантий и материальных компенсаций).

В долгосрочной перспективе России целесообразно развивать взаи­модействие с партнёрами на всех уровнях регионализма АТР. Ведущим многосторонним форматом сотрудничества для неё останется АТЭС, при этом важно продемонстрировать, что работа по четырём основным при­оритетам развития, которые Россия представила на саммите АТЭС, а также в сфере энергетики, не останется декларацией о намерениях. Для чего необходимо сформировать конкретные планы действий и наращи­вать сотрудничество в рамках АТЭС по этим приоритетным направле­ниям.

Важнейшее из них – расширение поставок углеводородов в страны Восточной Азии с целью укрепления энергобезопасности и обеспечения экономического роста в регионе. При этом в наиболее перспективном для РФ газовом секторе необходимо признать новые реалии (превыше­ние предложения над спросом на рынке газа, усиление фактора конку­ренции на мировом рынке, в том числе за счёт глубокой технологиче­ской революции в области сланцевого газа). В этой связи Газпрому надо оперативно заключить соглашение с японскими партнёрами и начать строительство в Приморском крае завода по производству СПГ (это по­зволит диверсифицировать экспорт российского газа и внести вклад в энергетическую безопасность СВА и прежде всего Японии, испытываю­щей дефицит электроэнергии после вывода из эксплуатации атомных электростанций). Производительность будущего завода зависит от мно­гих факторов и пока Газпромом не утверждена (прогнозные варианты его мощности колеблются от 10 до 15 млн. тонн СПГ в год).

Ещё одним знаковым событием станет строительство «Роснефтью» в Приморском крае завода по нефтепереработке. Учитывая наличие в странах соседях (Япония, РК) большого числа предприятий аналогично­го профиля, новый завод должен обладать высокой конкурентоспособно­стью (высокий технологический уровень, наличие специализированного порта и т.д.), что может быть обеспечено за счёт подключения к этому проекту ведущих российских и иностранных компаний. В сентябре 2012 г. глава «Роснефти» И. Сечин объявил, что компания инвестирует в стро­ительство нефтехимического завода в Приморье 173 миллиарда рублей. Предполагается, что он будет сдан в эксплуатацию к 2017 году и будет перерабатывать около 3,6 миллиона тонн нефти в год, из которых более 80 процентов продукции направятся на экспорт.

Сохраняется интерес к России как к связующему транспортному звену между Восточной Азией и Европой. Необходимо определиться с наиболее приоритетными объектами транспортной инфраструктуры, в том числе морскими портами, развитие которых позволит сделать ло­гистические цепочки Восток – Запад экономически эффективными и привлекательными. При этом надо оперативно, в том числе с участием иностранных партнёров, разработать комплекс политических и эконо­мических предложений по развитию Северного морского пути.

В условиях ухудшающейся мировой экономической конъюнктуры важнейшим направлением интеграции России в АТР становится увели­чение вклада нашей страны в продовольственную безопасность региона. Правительству России необходимо сформировать концепцию создания в Сибири и на Дальнем Востоке комплексных агропромышленных зон, и сделать эту информацию доступной для российских и иностранных инве­сторов. Важным первым шагом должен стать запуск пилотных проектов по выращиванию пшеницы, сои и других сельскохозяйственных культур в различных субъектах Дальнего Востока и Забайкалья с участием ино­странного капитала и передового производственного менеджмента.

Наилучшие природные условия для сельскохозяйственной специ­ализации имеют место в Амурской области, где недавно впервые был собран миллион тонн сои (в советские времена максимальные сборы были 600 тысяч тонн). То есть здесь сложились благоприятные условия для создания соевого кластера. За счёт новых технологий в нескольких субъектах ДВФО созданы успешные животноводческие и птицеводче­ские комплексы. Из стран соседей наиболее целесообразно подключить к этим и другим проектам бизнесменов из РК, Вьетнама, Сингапура и других, имеющих опыт взаимодействия с российскими партнёрами и проявляющих интерес к сельскохозяйственной сфере.

Ещё одно важное направление – подключение российских универ­ситетов к идущим в АТР процессам интеграции в науке и образовании. С формированием Дальневосточного федерального университета, где раз­вёрнуто преподавание целого ряда курсов магистратуры на английском языке, появились реальные возможности для наращивания экспорта российских образовательных услуг в страны АТР. Для решения этих за­дач правительство РФ выделило ДВФУ специальный фонд развития, на основе которого создана Программа развития университета, включаю­щая целый комплекс методов повышения качества образования и науч­ных исследований, в том числе такие как:

  • тесное сотрудничество с ведущими российскими университетами и институтами Дальневосточного отделения РАН;
  • стажировки ППС для развития научного и образовательного со­трудничества, а также изучения иностранных языков в странах АТР;
  • приглашение ведущих иностранных и российских учёных для чтения лекций студентам ДВФУ на русском и английском языках;
  • создание в Школах ДВФУ научных лабораторий, руководители которых отбираются по результатам мирового конкурса, и другие.

Возвращаясь к теме многосторонних механизмов регионального сотрудничества, следует отметить, что, в свете недвусмысленно выска­занных США претензий на лидерство в интеграционных процессах АТР [8], Москве необходимо и дальше придерживаться декларированной Министром иностранных дел С. Лавровым позиции о том, что системоо­бразующую роль в дискуссиях по региональной проблематике должны продолжать играть страны АСЕАН [2]. То есть России следует активно участвовать в таких интеграционных форумах как АТЭС и Восточноази­атский саммит (ВАС), где страны АСЕАН играют роль балансёра.

В свете стоящей перед РФ задачи структурной перестройки эконо­мики развитие партнёрских отношений с государствами АСЕАН пред­ставляется особенно ценным, так как они рассматривают Россию в ка­честве партнёра по реализации высокотехнологичных проектов (космос, телекоммуникации, нефтедобыча на шельфе и др.). И в этом их принци­пиальное отличие от ведущих стран СВА, которые воспринимают нашу страну, в первую очередь, как источник дешёвых природных ресурсов.

Что касается необходимости участия России в Транс-Тихоокеанском Партнёрстве (ТТП), то она пока не очевидна. Во-первых, ТТП изначаль­но во многом рассматривалось как проект, направленный на сдержива­ние нашего стратегического партнёра в АТР – Китая. Во-вторых, Рос­сии надо сначала оценить первые последствия от вступления в ВТО и выработать меры по смягчению того или иного негативного эффекта. Только после этого можно рассматривать целесообразность вступления в ТТП, где требования к участникам, с точки зрения открытости эконо­мик, выше, чем в ВТО.

В отдельную стратегическую задачу необходимо выделить форми­рование перспективной программы развития Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР, признанного в этом качестве нашими партнёрами по региону. Подобная идея высказывалась ещё в конце 80-х Президентом СССР М. Горбачёвым. Концептуальное виде­ние превращения столицы Приморья в «ключевой» город СВА в 1993 г. предложил дальневосточный учёный В. Михайлов, полагавший, что «Владивосток на Тихом океане должен стать таким же международным центром, каким является Женева в Европе», где находится Европейское отделение ООН [5]. По его мнению, существовали все условия, чтобы превратить город в политический, культурный, образовательный, науч­ный и туристический центр не только российского Дальнего Востока, но и всего Тихоокеанского бассейна. Однако в 90-е годы, в силу нестабиль­ность власти во Владивостоке, в городе не произошло реального улуч­шения транспортной, медицинской, образовательной, туристической инфраструктуры, курортной зоны и т.п.

Решение руководства России провести саммит АТЭС 2012 г. во Владивостоке и выделить на его развитие значительные финансовые средства позволило городу существенно изменить свой облик. При всех задержках со сдачей ряда объектов, Владивосток сегодня – это каче­ственно другой город. В 2013 году необходимо завершить строительство и запустить в эксплуатацию объекты, которые не были сданы до сам­мита АТЭС, в том числе: кампус ДВФУ на острове Русский, две пятиз­вёздочные гостиницы, спортивно-развлекательный комплекс, оперный театр и др.

Реализация указанных выше мер позволит Владивостоку достичь ряда параметров, позволяющих ему стать одним из центров междуна­родного сотрудничества в АТР. Дальнейшее движение Владивостока к этой цели требует усилий по нескольким направлениям. Во-первых, не­обходима выработка перспективного плана развития города, которому необходимы новые территории, так как здесь почти не осталось удоб­ных площадей для комплексной жилой и промышленной застройки. В связи с этим целесообразно присоединить к Владивостоку Артёмовский городской округ и Надеждинский район, где имеется более 100 тысяч га земли, удобных для застройки. На новых территориях необходимо спроектировать комплексную малоэтажную жилую застройку, техноло­гические и промышленные площадки для размещения предприятий и производств с учётом мирового градостроительного опыта.

В непосредственной близости к потенциальным районам новой застройки находятся уже построенные государством важные объекты инфраструктуры: новый аэропорт, новые автомобильные трассы, плани­руется строительство скоростной железной дороги из Владивостока до Уссурийска и, возможно, из Владивостока до Находки. При этом круп­ный бизнес уже осуществил перевод своих мощностей в Южное Примо­рье, где формируется мощный кластер по глубокой переработке нефти и газа. Так, Газпром объявил о планах строительства в Хасанском райо­не Приморья завода по производству СПГ, а «Роснефть» приступила к строительству в районе Находки нефтеперерабатывающего и нефтехи­мического комплекса.

На новых территориях целесообразно разместить машинострои­тельный и логистический технопарки, другие производственные класте­ры, например, специализирующийся на переработке продукции сель­ского хозяйства и животноводства, включая продукцию рыбной отрасли, марикультуры, и др. Целесообразность создания в Приморье подобного кластера связана, как с необходимостью обслуживать потребности мест­ного производителя (например, переработки сои, мяса птицы и др.), так и с обещаниями руководства страны увеличить российский вклад в обе­спечение продовольственной безопасности АТР.

Что же касается рыбной отрасли, то воссоздание рыбопереработки давно стало не только экономической, но и политической проблемой. По­тери России от незаконного лова рыбы и добычи морепродуктов в рос­сийских водах с последующим их ввозом в Японию и РК оцениваются до одного млрд. долларов ежегодно. Москва намерена положить конец этой практике, и ставит вопрос о выделении квот рыбакам из стран-соседей (РК, Японии, Китая) в зависимость от решения проблемы контрабанды. Но, не предложив российским рыбакам экономически выгодных вариан­тов переработки продукции на российских предприятиях, эту огромную «дыру» в государственном бюджете заделать невозможно.

Второе направление развития города связано с необходимостью интернационализации Владивостока. В этом контексте полезно изучить опыт качественного прорыва в этой сфере ряда городов наших стран­соседей: японских (Саппоро, Ниигата), корейских (Пусан, Инчон), ки­тайских (Далянь – побратим Владивостока и Тяньцзинь). Последний предлагается китайской стороной в качестве своего рода столицы СВА. Этот неофициальный статус планируется укрепить путём размещения в нём головного офиса Банка экономического развития СВА. При этом основное сравнительное преимущество (город-порт, в котором начинает­ся трансконтинентальная железнодорожная магистраль) Тяньцзиня и Владивостока совпадает.

Инчон и Далянь недавно также «запустили» знаковые проекты международного сотрудничества. В Инчоне разместился Секретариат субрегионального офиса Экономической и социальной комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), зоной ответственности которого стали Восточная и Северо-Восточная Азия. Далянь же в 2012 году по со­гласованию с авторитетной НПО в области безопасности СВА (Диалогом по сотрудничеству в СВА), которая базируется в Университете Калифор­нии в Сан-Диего, США, договорился о том, что последняя передала это­му городу на постоянной основе важную часть своей повестки – морскую безопасности в регионе. И, начиная с 2013 года, ежегодный форум вто­рой дорожки по данной тематике будет проходить в Даляне.

Вложенные государством финансовые ресурсы уже начали рабо­тать на благо жителей Владивостока, но будет непростительной ошиб­кой, если они не будут служить повышению международной роли и ав­торитета России в регионе. Выше приведённый опыт из жизни крупных (но не столичных) городов стран СВА свидетельствует о том, что, помимо развития региональных связей в области торговли, инвестиций, образо­вания, науки, культуры, спорта, одним из важных условий для решения задачи выхода Владивостока на уровень «глобального» города является обоснование целесообразности, условий финансирования и последую­щее приглашение во Владивосток на постоянной основе значимых для СВА организаций международного сотрудничества (в идеале – на госу­дарственном уровне, хотя для начала будет успехом и приглашение зна­чимых неправительственных форумов).

В развитие этого тезиса можно предложить два возможных вари­анта действий. 27-30 мая 2013 г. Владивосток примет у себя Энергети­ческий форум АТР на уровне министров энергетики. На этом форуме Россия могла бы предложить принимать его во Владивостоке ежегодно и разместить Секретариат этой межправительственной организации, показав готовность активно участвовать в формировании повестки и обеспечении энергетической безопасности АТР. Менее амбициозным, но, возможно, более реальным вариантом, могло бы быть предложение о размещении во Владивостоке субрегионального офиса этой организа­ции, курирующего энергетическое сотрудничество в СВА.

Пригласить на постоянной основе институт многостороннего со­трудничества в сфере безопасности, конечно, сложнее. На Шестисто­ронних переговорах Россия возглавляет рабочую группу по обсуждению проблем безопасности СВА, на связанных напрямую с ядерной безопас­ностью Корейского полуострова. В условиях конкуренции за региональ­ное лидерство между США и Китаем, обострения отношений Японии со своими соседями, Россия может предложить Владивосток в качестве по­стоянно действующей переговорной площадки в пятистороннем форма­те для обсуждения вопросов безопасности, выступив в роли медиатора хотя бы части из многих сложных региональных проблем.

Таким образом, в заключение следует отметить, что в актив прове­дённого саммита следует занести реализацию крупномасштабной про­граммы развития инфраструктуры Владивостока, что позволит ему в перспективе стать одним из значимых центров международного сотруд­ничества и «окном России» в АТР. Владивостокский саммит позволил ру­ководству и деловой элите России обсудить взаимовыгодные направле­ния и проекты экономического сотрудничества со странами АТР, а также привлечь внимание к этой части страны в самой России и за рубежом.

Одновременно это международное мероприятие стало катализато­ром для решения назревших внутрироссийских проблем. Содержание дискуссий и слабые инвестиционные результаты саммита продемонстри­ровали неотложность формулирования руководством страны основан­ной на новых организационных и экономических подходах комплексной стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья, чему и было посвя­щено заседание президиума Госсовета в ноябре 2012. В случае её успеш­ной реализация эти российские регионы смогут продвинуться в достиже­нии сформулированных во вступительной части статьи стратегических целей.

Непринятие же действенных мер в этой сфере приведёт к консер­вации их отставания от экономически более развитых частей централь­ной части России и стран-соседей по СВА, что, в свою очередь, чревато недополученной выгодой для всей российской экономики от неучастия в интеграционных проектах АТР, продолжающимся оттоком российско­го населения и, в конечном счёте, нарастанием геополитических рисков экономического отторжения этих территорий.

Литература

1. Кожемяко О. Выступление на заседании Президиума Госсовета по вопросам развития Дальнего востока и Забайкалья. Москва, 29 ноября 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/16990 [Дата обращения: 05.12.2012].

2. Лавров С. Выступление на пленарном заседании 6-го Восточноазиатского саммита, о.Бали, Индонезия, 19 ноября 2011 года. Сайт МИД РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/53124FE2A43FAEAD4425794D00328E92 [Дата обращения: 04.01.2012].

3. Латкин А. Мнимые и реальные перспективы реализации долговременной программы развития российского Дальнего Востока // Тихоокеанская Россия: проблемы и возможности модернизации. Сборник научных статей под ред. В. Горчакова. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. С. 27-28.

4. Медведев заочно поспорил о Дальнем Востоке с самим Путиным [Электронный ресурс]. URL: http://www.pk25.ru/news/russia/19_09_12_medvedev_zaochno_posporil_o_dalnem_vostok.html [Дата обращения: 21.09.2012].

5. Михайлов В. Владивосток может стать международным центром АТР // Владивосток. 1993. 22 сентября.

6. Осипов В. Проблемы конкурентоспособности экономики Дальнего Востока // Тихоокеанская Россия: проблемы и возможности модернизации. Сборник научных статей под ред. В. Горчакова. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. С. 33-37.

7. Путин В. Выступление на заседании Президиума Госсовета по вопросам развития Дальнего востока и Забайкалья. Москва, 29 ноября 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/16990 [Дата обращения: 05.12.2012].

8. Севастьянов С.В. Новые проекты азиатско-тихоокеанской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2011. №1. С. 48-54.

9. Штыров В. Выступление на заседании Президиума Госсовета по вопросам развития Дальнего востока и Забайкалья. Москва, 29 ноября [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/16990 [Дата обращения: 05.12.2012].

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.