|
Жерновой М. В.
Это ознакомительная текстовая версия, Проблема незаконных рубок лесных насаждений – одна из важных проблем лесного хозяйства Дальнего Востока России. На территории ДФО сосредоточено 55% от общего лесного фонда РФ (496,2 млн. га), а лесопромышленный комплекс является одной из бюджетообразующих отраслей экономики. Вместе с тем уровень криминализации данной отрасли остаётся одним из самых высоких. За 2004-2010 гг. количество выявленных фактов незаконных рубок в округе выросло на 31% (с 1 009 до 1 470). При этом размер причинённого ущерба составил 3 021 593 тыс. рублей, из них возмещено всего 466 тыс. рублей, или 0,015% [2]. Помимо этого, широкое распространение получила контрабанда ценных пород древесины в Китай, ущерб от которой оценивается в десятки миллионов долларов. Большая часть преступлений в лесной отрасли совершается организованными преступными группами. Основными факторами, обуславливающими широкое распространение незаконных рубок и оборота незаконной древесины, являются как высокий спрос на такую древесину на внешнем и внутреннем рынках, так и широкое предложение, обусловленное пробелами в лесном законодательстве и слабым уровнем межведомственного взаимодействия. Существенным фактором, не способствующим борьбе с незаконными рубками лесных насаждений, является и низкий уровень материальнотехнического обеспечения сотрудников, осуществляющих государственный лесной надзор (лесную охрану). Кроме того, в России отсутствует государственная система учёта заготовленной древесины, позволяющая прослеживать движение древесины в цепочке от лесосеки через пункты переработки до потребителя с целью подтверждения её законности. Единообразное и эффективное применение законодательства в борьбе с незаконными рубками снимает неопределённость понятия «незаконная рубка». Само понятие раскрыто лишь в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» [1]. Однако указанное постановление не учитывает изменений, произошедших в лесном законодательстве, в связи с чем не всегда позволяет правильно применять нормы уголовного и административного законодательства. Вместе с тем, сегодня понятие «незаконные рубки лесных насаждений» включает в себя различные по правовой природе и по причинам возникновения явления. Незаконной рубкой является как самовольная рубка гражданином новогодней ели или сухостойного дерева для личных нужд, так и деятельность бригад «чёрных лесорубов», которые вырубают значительные объёмы древесины (в том числе и деревья, заготовка которых запрещена); заготовка древесины арендатором без подачи лесной декларации, так и ошибки операторов «харвестеров», осуществивших рубку за пределами отведённой лесосеки; рубка деревьев, кустарников, лиан в охранных полосах линейных объектов, без соответствующего уведомления, так и незаконно назначенная санитарная рубка. Кроме того, понятия «незаконная рубка лесных насаждений» и «незаконная заготовка древесины», исходя из статей 16 и 29 Лесного кодекса РФ, представляют собой разные правовые явления. Рациональное использование имеющихся лесных запасов позволяет обеспечить не только текущие и перспективные внутренние потребности страны в лесоматериалах и продукции их переработки, но и значительно расширить экспорт лесобумажной продукции. В этой связи новации, связанные с экологическими, санитарными и иными требованиями потребителей и законодательств стран-импортёров российских лесоматериалов и продукции их переработки, уже являются и будут продолжать быть актуальными для всего лесопромышленного комплекса РФ. За последние 20 лет в мире возник ряд инициатив правительств экономически развитых стран, направленных на борьбу с глобальным обезлесиванием и незаконными рубками, а также на поддержку ответственного управления лесами. К таким инициативам относятся:
Частично задачу противодействия незаконным рубкам выполняет добровольная лесная сертификация. Среди наиболее распространённых международных схем сертификации следует отметить Лесной попечительский совет (FSC) и программы по одобрению схем сертификации (PEFC). В свою очередь Россией был принят ряд мер, направленных на повышение эффективности борьбы с незаконными рубками, в частности:
Наряду с этим подготовлен законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающий порядок пребывания граждан в лесах, лиц со специальными механизмами, автотранспортными средствами, самоходными машинами и другими видами техники, предназначенными для рубки лесных насаждений, заготовки и транспортировки древесины. Лесным кодексом РФ установлено, что лесопользователи приобретают право на заготовку древесины, а не на круглые лесоматериалы. При этом товарной продукцией являются круглые лесоматериалы, полученные из лесных насаждений. Именно среди круглых лесоматериалов, поставляемых на внутренний рынок и на экспорт, велика доля незаконно заготовленных. Происхождение таких лесоматериалов не подлежит документальному подтверждению, что создаёт условия для незаконных лесозаготовок. Во исполнение поручения Президента РФ Рослесхоз подготовил законопроект «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов», который предусматривает создание Единой государственной автоматизированной информационной системы оборота круглых лесоматериалов. После его принятия все лица, осуществляющие с ними сделки, обязаны будут декларировать все этапы сделок, начиная с заготовки и заканчивая перевозкой (включая вывоз за рубеж). С марта 2013 года вступит в силу Регламент Европейского Союза (ЕС) № 995/2010, запрещающий ввоз на территорию стран ЕС незаконно заготовленной древесины. Учитывая, что цели и задачи государственной системы учёта заготовленной древесины и добровольной лесной сертификации совпадают, представляется целесообразным интегрировать в неё имеющиеся и доказавшие свою эффективность механизмы добровольной лесной сертификации. Принимая во внимание вышеизложенное, в целях совершенствования правового обеспечения противодействия незаконным рубкам лесных насаждений, рекомендуем: Федеральному Собранию РФ:
Правительству РФ:
Минсельхозу России:
В этой части иметь в виду необходимость:
Федеральному агентству лесного хозяйства:
Органам государственной власти субъектов РФ:
Лесопромышленным и целлюлозно-бумажным компаниям, предприятиям лесного сектора:
Торгово-промышленным палатам в субъектах РФ, общественным и неправительственным организациям:
Литература 1. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 1. 2. Каплунов В.Н. Преступления посягающие на лесные ресурсы: уголовно-правовая и криминологическая характеристика: по материалам Дальневосточного федерального округа: Автореферат дис. канд. юрид. наук. Владивосток. 2011. 3. Российская газета. 2010. 31 декабря. 4. Российская газета. 2011. 25 июля.
|