Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Военный фактор в развитии Дальнего Востока России (на примере Приморского края)

Колесниченко К. Ю.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

История освоения и развития Дальнего Востока России неразрывно связана с вооружёнными силами страны: огромные неосвоенные пространства, наличие не всегда дружественно настроенных соседних государств, геополитические интересы других держав – всё это делало военное присутствие в регионе объективной необходимостью. Военный фактор на протяжении полутора веков оказывал существенное, а порой и определяющее влияние на социальные, политические, экономические и культурные процессы в данном регионе России.

В работе группы отечественных исследователей, посвящённой опыту взаимодействия силовых структур и общества в России, отмечается, что особую роль играли силовые структуры на окраинах Российской империи, особенно в Сибири. Здесь они стали фактором формирования российской модели государственно-правового развития [14, с. 3-4]. Согласившись с этим мнением, следует отметить, что влияние силовых структур на политические и социально-экономические процессы на Дальнем Востоке было значительно выше, чем в Сибири. Это объясняется более высоким уровнем военной угрозы и геополитическим положением региона.

Приморский край, в этом отношении, представлял собой один из самых высоко милитаризованных не только на Дальнем Востоке, но и в России вообще. Фактически, экономическое и социально-политическое развитие региона было напрямую привязано к военным вопросам, имевшим первостепенное значение. На этапе освоения региона, в условиях острой нехватки трудовых ресурсов в силу малочисленности населения, военные выполняли целый ряд политических, управленческих, экономических, хозяйственных и социальных функций.

Второй этап военного развития региона (первый приходится на конец XIX – начало ХХ века) начался в первой половине 30-х гг. ХХ века. Как отмечается в работе группы дальневосточных исследователей, освоение горно-рудных, лесных и рыбных богатств региона в начале 30-х годов ещё только начиналось, однако главное стратегическое значение дальневосточных территорий для СССР заключалось в обеспечении его выхода к Тихому океану. Как показал опыт Первой мировой войны, это могло иметь критически важное значение, поскольку, при возникновении крупного военного конфликта в Европе, СССР оказывался бы отрезанным от внешнего мира и мог осуществлять с ним связь только через Владивосток. Кроме того, в случае захвата Дальнего Востока, неприятель получал возможность двигаться через Сибирь в сторону Урала, создавая угрозу важнейшим промышленным районам и вынуждая СССР вести войну на два фронта. Ограниченная пропускная способность Транссибирской железной дороги вынуждала держать на Дальнем Востоке в угрожаемый период такую группировку войск, которая смогла бы вести боевые действия вполне самостоятельно [6, с. 77].

19 сентября 1931 г. японская Квантунская армия начала широкомасштабные военные действия в Маньчжурии против китайских войск. 5 февраля 1932 г. японцы заняли Харбин, а к концу 1932 г. они вышли на линию советско-китайской границы…

Численность японских войск в Маньчжурии в 1931–1932 гг. увеличилась более чем в десять раз и достигла почти 100 тыс., а к началу 1935 г. – 180 тыс. человек, что составляло около 80 процентов от численности всей японской армии. Намерения японцев были совершенно очевидны, и ситуация становилась для СССР угрожающей. В этой обстановке высшее политическое руководство страны, оценив военную опасность как наивысшую, стало принимать адекватные меры. До 1932 г. в состав Забайкальской и Приморской группы войск ОКДВА входило шесть стрелковых дивизий, две кавалерийские бригады и небольшое количество авиационных и танковых частей общей численностью до 42 тысяч человек. Однако за первые пять месяцев 1932 г. численность войск увеличили в 2,5 раза, самолётов в 3 раза, танков в 20 раз, артиллерии в 2 раза. В состав ОКДВА теперь входило 10 стрелковых и 2 кавалерийские дивизии [6, с. 80].

В 30-е годы параллельно со строительством укреплённых районов СССР продолжал наращивать группировку войск на Дальнем Востоке. В мае 1935 г. Забайкальская группа войск ОКДВА была выделена в самостоятельный Забайкальский военный округ. К январю 1937 г. войска ОКДВА имели уже 13 стрелковых и 1 кавалерийскую дивизии, а также 2 механизированные бригады. В составе Забайкальского военного округа имелось 4 стрелковые и 2 кавалерийские дивизии, механизированный корпус и мотоброневая бригада. Всего на Дальнем Востоке была уже сосредоточена четвёртая часть всех сухопутных войск СССР... 1 июля 1938 г. войска ОКДВА были преобразованы в Дальневосточный Краснознамённый фронт в составе 1-й и 2-й Краснознамённых армий [6,с. 85-86].

К началу 1938 г. общая численность войск на Дальнем Востоке составляла 250 тыс. человек, а к началу 1939 г. уже 479 тыс. человек [6,с. 112].

С началом Великой Отечественной войны численность военной группировки на дальнем Востоке СССР практически не изменилась, несмотря на отправку ряда соединений и частей в действующую армию. Фактически весь период войны численность группировки советских войск на Дальнем Востоке была близкой к численности японских войск и даже несколько превосходила её. Помимо чисто военных задач на вооружённые силы легла и значительная экономическая нагрузка – значительный отток квалифицированной рабочей силы делал дальневосточную группировку войск практически безальтернативным источником дополнительных трудовых ресурсов для сельского хозяйства и промышленности.

Как отмечает Г.А. Ткачева, характеризуя дальневосточное общество в годы Великой Отечественной войны, руководители краевых партийных организаций систематически обращались с просьбами о массовом выделении военнослужащих (от 3,5 тыс. до 8,5 тыс. чел.) для уборки урожая, заготовки сена, ремонта материально-технической базы МТС и строительных работ. Распоряжения военных советов армий, изданных на основе директив командующих дальневосточной группы войск, обнаруженные среди документов территориальных партийных организаций, свидетельствуют, что ежегодно в проведении сельскохозяйственных работ в Приморском крае участвовали от 7 до 22 тыс., а в Хабаровском – от 15 до 35 тыс. военнослужащих [12, с. 157]. Если сопоставить эти цифры с приводимыми Г. Ткачевой данными о том, что в сельскохозяйственных работах в Приморье в 1943 году принимало участие 47,7 тыс. колхозников и 14 тыс. мобилизованных, а в 1944 году – 41 тыс. человек и 10,8 тыс. мобилизованных [12, с. 158], то становиться очевидна роль военных в сельском хозяйстве региона. Г. Ткачева пишет по этому поводу: «Предположительно, военнослужащие убрали не менее одной трети выращенного урожая. Лишь при их непосредственном участии дальневосточная деревня справлялась с возросшими нагрузками…» [12, с. 158].

Наибольших же масштабов военный аспект развития Дальнего Востока и Приморья достиг в период «холодной войны», в особенности в 60-е-80-е годы. Географическая близость вероятных противников СССР – Китая, с которым имелась общая граница, Японии, Южной Кореи, где имелись военные базы США, выход к морю и необходимость наличия эффективной системы противовоздушной обороны для прикрытия границ и главной базы Тихоокеанского флота (ТОФ) во Владивостоке вынуждали иметь здесь мощные и многочисленные воинские контингенты ВМФ, ВВС, войск ПВО, Сухопутных войск, Пограничных войск КГБ, Внутренних войск МВД, а также объекты военной инфраструктуры. Вся сухопутная граница была прикрыта сетью укрепрайонов, кроме того, создавались мощные оборонительные рубежи вокруг Владивостока и в ряде ключевых пунктов по побережью. Как отмечает в своих мемуарах командующий ТОФ Н.А. Амелько: «Шестидесятые годы были периодом значительного роста… На флоте появилось новое оружие – крылатые корабельные, береговые, авиационные с обычными и атомными зарядами баллистические ракеты. Всё это требовало спецхранилищ, мастерских приготовления и пунктов специальной отработки, дезактивации, хранения отходов, и всё это хозяйство, повторяю, должно обустроиться в необжитых таёжных местах без дорог и даже без подходов с воды».

«На флоте было развёрнуто колоссальное строительство. Чтобы не распылять строительные части и технику, флоту передали всех военных строителей Дальнего Востока, возложив обязанности по строительству объектов на побережье и островах для войск ПВО, РВСН, стратегической и дальней авиации. И вот этой «армией» строителей в 110 тысяч человек руководил на флоте генерал-лейтенант Виктор Иванович Иванко. За 10 лет на флоте были построены: база надводных кораблей с причальным фронтом, учебными классами в бухте Абрек; база дивизии атомных подводных лодок со всеми необходимыми сооружениями, складами, хранилищами, казармами для рядового состава, учебным центром в бухте Павловского; завод ремонта и достройки атомных подводных лодок в посёлке Большой Камень; база подводных лодок в бухте Постовая в Советской гавани; место базирования бригады подводных лодок в Магадане; ракетно-техническая база и хранилище атомного оружия в посёлке Советский на Камчатке; в бухте Сельдевая – завод ремонта кораблей и атомных подводных лодок; в бухте Завойко, тоже на Камчатке, – городок и причальный фронт кораблей ОВРа с жилым городком; на окраине Петропавловска-Камчатского – позиция берегового ракетного полка тоже с жилым городком, расширены и модернизированы базы подводных лодок в бухте Улисс и Крашенинникова. Построен городок в бухте Стрелок для семей офицеров, служивших на кораблях и подводных лодках, базирующихся в бухтах Павловского и Абрек; отличный городок дивизии морской пехоты; современный хорошо оборудованный защищённый командный пункт флота; закончено строительство аэродрома в Большом Камне, удлинены полосы в Кневичах, Постовом, Елизово; вновь построены аэродромы в Преображенье, Большерецке. Была также построена база подлодок в бухте Бечевинская. Да всего не перечтёшь» [1, с. 75-80].

Известный историк – дальневосточник И.В. Безик в своей работах, посвящённых периоду «оттепели» в Приморье, приводит интересные факты о военном развитии края на рубеже 50-х – 60-х годов, отмечая, в частности, что в «60-е годы вокруг Владивостока и Находки (как и вокруг Минска, Киева, Риги и ряда других городов) были созданы глубоко эшелонированные комбинированные системы ПВО, включавшие в свой состав по 14 – 16 ракетных дивизионов, имевших на вооружении ракеты различных типов – С-75, С-125, С-200 …» [3, с. 35]. «В крае ускоренно возводились новые базы подводных лодок, в том числе сверхсекретных атомных… к концу семилетки (1965 год. Прим. Авт.) была построена база атомных подводных лодок, включающая судоремонтный завод в бухт Чажма …» [3, с. 77], «продолжалось обширное строительство военных объектов в бухте Большой Камень …» [3, с. 78].

В крае в начале 60-х гг. развернулось также масштабное строительство уникального командно-измерительного комплекса военнокосмических сил в селе Галенки Октябрьского района для управления космическими аппаратами различного назначения. В том числе в «дальнем» космосе (станции для исследования Венеры, Марса) [3, с. 78].

Наиболее же масштабным проектом в развитии военной инфраструктуры на территории Приморского края периода конца 50-х – середины 60-х гг. стало строительство и развитие военно-морской базы в посёлке Промысловка.

И.В. Безик пишет: «… можно по праву считать, что именно с лёгкой руки Н.С. Хрущева посёлок (Тихоокеанский-Шкотово-17-Фокино) превратился в 60-е – 80-е годы в мощную военно-морскую базу и благоустроенный военный гарнизон-город».

Как вспоминает ветеран флота В.И. Ткачев, Н.С. Хрущев говорил в Промысловке, отвечая на жалобы жён моряков на неустроенность быта и проблемы с обеспечением продовольствием: «Товарищи женщины! Я вам гарантирую, что здесь будет настоящий город. С перспективой развития наших военно-морских сил. Будет сделано всё, чтобы вы не чувствовали никаких неудобств» [3, с. 80].

Генерал-майор-инженер В.И. Манойлин, участвовавший в строительстве базы в Промысловке, отмечает, что новая база начала строиться по заранее разработанным зональным схемам и генеральным планам отдельных площадок. Зональная схема включала не только гавань для стоянки кораблей, специальные площадки, жилые и казарменные городки, судоремонтный завод, дороги автомобильные и железные. Перед началом строительства строилась сперва промбаза, а потом на её основе приступали к строительству основных объектов. Промбаза по тем временам была просто шикарная. Завод сборного железобетона, карьеры каменные песчаные, база механизации, автобаза [8, с. 107].

Всего же в 1960 – 1991 годах только для Тихоокеанского флота было построено 75 военных городков [9, с. 125].

Наличие такой мощной группировки Вооружённых сил на территории края жёстко привязывало экономическое и социальное развитие края к военной сфере. Как уже упоминалось, в Приморье в 60-е годы появилось несколько городов и посёлков, полностью зависимых от военной сферы или ВПК. В данной статье они условно обозначаются как «военные». К ним относятся закрытые населённы пункты – посёлки городского типа Фокино (главная база надводных кораблей ТОФ), Большой Камень (Судоремонтный завод «Звезда» с общей численностью работников завода более 8000 человек), город Арсеньев (авиационный завод «Прогресс»), «военные» посёлки, преимущественно развивавшиеся за счёт расположенных рядом гарнизонов и имевшие численность населения до нескольких тысяч человек (Раздольное, Тимофеевка, Кремово, Павловск, Дунай, Воздвиженка, Барабаш, Славянка, Смоляниново, Шкотово, Николаевка, Романовка и т.д.). Кроме того, военная сфера также играла определённую роль в развитии практически всех крупных городов края – Артём, Спасск-Дальний, Дальнереченск, Лесозаводск – расположенные в непосредственной близости или в городской черте воинские части также стимулировали развитие населённых пунктов.

Владивосток – крупнейший город Дальнего Востока – десятки лет был главной военно-морской базой России на Тихом океане, здесь в различное время находились многочисленные военные объекты – штаб Сибирской флотилии, Морских сил Дальнего Востока и Тихоокеанского флота (ТОФ), в городе базировались соединения и части ТОФ, ВВС, ПВО, Сухопутных войск и т.д., военные учебные заведения, склады, госпитали и т.д. Обороноспособности Владивостока как главной базы военно-морского флота и важного порта уделялось повышенное внимание со дня его основания в июле 1860 г. и на протяжении всей дальнейшей истории города. Например, последние сооружение Владивостокского оборонительного района были построены в 1991 г. [2, с. 246]. Таким образом, оборонительное строительство велось во Владивостоке на протяжении почти 140 лет. Владивосток до начала 90-х годов носил статус закрытого города, являясь главной базой Тихоокеанского флота. Военные практически всегда составляли существенную часть населения города – в разные периоды их количество составляло 15 – 20% от общего числа жителей, а в первые несколько лет существования поста Владивосток они составляли абсолютно большинство.

Военный аспект составлял значительную часть экономики Приморья, причём он начинает играть всё более значимую роль с начала 60-х гг. Именно в этот период происходит значительное расширение объёмов военных заказов, создаются новые предприятия ВПК и модернизируются уже действующие, растёт численность рабочих и служащих на предприятиях ВПК, развиваются социальная инфраструктура вокруг градообразующих предприятий.

Как отмечает И.В. Безик, в этот период значительно укрепился научно- технический и производственный потенциал авиационного завода в г. Арсеньеве. Благодаря этому мощному градообразующему предприятию, развивавшемуся высокими темпами, генеральный план развития г. Арсеньева на 1959 – 1979 гг., был реализован за десятилетие, т.е. вдвое быстрее.

После визита Н.С. Хрущева в 1959 – 1961гг. новые образцы оборонной продукции были освоены и на других «номерных» заводах. Судоремонтный завод в бухте Большой Камень стал профильным в ремонте атомных подводных лодок, приступив к этим работам в 1963 году [4,с. 78].

Большие программы судоремонта, модернизации и достройки кораблей в интересах ТОФ осуществляли в 1959 году Дальзавод, заводы 92 и 178, сдаточные базы Комсомольского – на Амуре судостроительного завода во Владивостоке и в Заливе Стрелок [4, с. 79].

Для обеспечения нужд только военно-морского флота в Дальневосточном регионе было задействовано 35 крупных промышленных предприятий, многие из которых являлись градообразующими (например, завод по ремонту атомных подводных лодок в п. Большой Камень Приморского края), либо играли значительную роль в экономике региона [10, с. 7-8]. Так, крупнейшее предприятие г. Владивостока – Дальзавод, занимавшее 11-е место в списке из 20 ведущих судостроительных и судоремонтных предприятий СССР и имевшее в 1991 г. 10 800 работников, было в первую очередь ориентировано на военные заказы, всегда хорошо финансировавшиеся [7, с. 461]. Кроме того, в городе находилось и предприятие военного судостроения (в настоящее время «Восточная верфь»). Аналогичная ситуация складывалась и в другом крупнейшем городе Приморья – Уссурийске, где находился танкоремонтный завод, военный авторемонтный завод, высшее военное автомобильное училище, Суворовское училище, а также несколько воинских частей.

Оценить точную численность военнослужащих на территории Приморского края начиная с 50-х гг. ХХ в. довольно сложно. Как отмечает американский историк Джон Стефан: «Дальний Восток оставался военным лагерем на протяжении сем лет после вывода советских войск из Манчжурии в мае 1946 года. 400 тысяч военнослужащих, 40 000 военных моряков и 50 000 чекистов… каждый седьмой житель региона был в военной форме» [15, с. 243].

Если рассматривать период 70-х – 80-х гг. ХХ века, то здесь есть ряд конкретных цифр, хотя целостной картины также нет. Заместитель командующего 5-й Краснознамённой общевойсковой армии, дислоцированной на территории Приморского края в 1972 – 1973 гг. В. Брюхов в своих мемуарах отмечал: «Армия большая – 60 000 человек, больше Киевского военного округа!» [5, с. 374]. По зарубежным данным (ежегодник The Military Balance) в 1989 – 1990 гг. численность Тихоокеанского флота составляла около 140 тысяч человек [13, с. 482], а в 1993 году – 100 тыс. человек [10, с. 476]. Значительная часть из этого числа находилась на территории Приморского края. Если предположить, что в крае находилось не менее 70-80 тыс. военнослужащих из состава ТОФ, 60 тыс. – Сухопутные войска (5-я армия), то это даёт цифру в 130 – 140 тысяч человек. Кроме того, в крае базировалось значительное количество частей ВВС и ПВО из состава 1-й Воздушной армии ВВС и 11-й отдельной армии ПВО, общей численностью около 10 авиационных полков, а также зенитно-ракетные и радиотехнические войска ПВО и т.д. Их численность можно приблизительно оценить в 10 – 15 тысяч человек. Здесь же дислоцировались части пограничных войск КГБ и внутренних войск МВД. Таким образом, общую численность военнослужащих, дислоцированных на территории Приморского края в 70 – 80-е гг. ХХ века, можно приблизительно оценить в 180 – 200 тысяч человек. Численность работников предприятий ВПК в Приморье в указанный период может быть оценена в 40 – 45 тыс. человек.

Таким образом, общая численность военнослужащих и работников предприятий ВПК на территории Приморского края в 70 – 80-е гг. ХХ века может быть очень приблизительно оценена в 230 – 250 тыс. человек. Безусловно, значительную часть военных составляли военнослужащие срочной службы, но при этом в этих показателях не учтены члены семей военнослужащих и работников ВПК.

Граждане, проживающие в таком гипермилитаризированном регионе регионе, пусть даже напрямую и не связанные с военной службой, частично воспринимали элементы военной субкультуры. В советские времена военные наглядно символизировали силу и мощь государства, так же относительную стабильность и благополучие. Как отмечает уже упоминавшийся Д.Стефан: «Ни один путешественник по Дальнему Востоку в 1960-е- 1980-е годы не мог упустить очевидные признаки пограничного общества… Города, улицы, колхозы, рыбные заводы, траулеры и железнодорожные станции носили имена пограничников. Каждый Дальневосточный город празднует день пограничника (28 мая) парадами и салютами… На протяжении десятилетий дальневосточники слышали лозунги «Граница охраняется всеми советскими людьми», «Граница проходит по сердцам людей». Массовое участие населения началось в 30-е годы через кампании по поддержанию бдительности и мобилизацию «бригад помощников» из жителей приграничной зоны… в 60- е гг. КГБ поднял статус таких бригад до уровня «Добровольной народной милиции» - они патрулировали границу, проверяли документы … Граница пронизывала дальневосточное общество через литературу, музыку, фильмы, географические названия, памятники и ритуалы» [15, с. 282-283] (перевод авт.).

Предприятия военной торговли снабжались всегда намного лучше. Кроме того, в области здравоохранения, торговли, культурно - досугового и бытового обслуживания военные предприятия и организации зачастую оказывались единственными, и гражданское население активно пользовалось их услугами, особенно в отдалённых регионах. Например, в конце 80-х – начале 90-х гг. только Тихоокеанскому флоту принадлежали 107 лечебных учреждений (включая санатории), 343 магазина, 55 домов быта,16 домов офицеров, 20 средних школ, несколько десятков дошкольных учреждений, 20 базовых матросских клубов и 160 библиотек, пять стадионов, 25 спортивных учреждений (спортзалов, бассейнов, спортклубов), яхтклуб, 15 пошивочных мастерских, 20 ателье по ремонту одежды и обуви. [11, c. 476; 13, с. 477].

Население активно взаимодействовало с личным составом различных частей и соединений – широко практиковалось участие военных в патриотическом воспитании молодёжи, шефство экипажей кораблей и частей над школами и классами, активно практиковались экскурсии школьников и студентов на корабли и в воинские части.

Безусловно, такая гипермилитаризация региона помимо положительных аспектов (стабильное и объёмное финансирование, развитие инфраструктуры) имело и ряд ярко выраженных отрицательных моментов – прежде всего, значительная часть военнослужащих и членов их семей не стремились остаться на Дальнем Востоке, воспринимая жизнь в регионе как нечто временное.

Кроме того, экономическое и технологическое развитие промышленности жёстко привязывалось к военной отрасли, что гарантировало стабильное функционирование в советский период, но обернулось масштабным кризисом в постсоветское время.

Военные далеко не всегда заботились о развитии городов и посёлков, полагая, что это не их основная задача, а этим должны заниматься гражданские власти.

Кроме того, активная деятельность военных приводила к нанесению значительного ущерба экологии (авария на атомной подводной лодке в бухте Чажма).

С распадом Советского государства и нарастанием кризисных явлений в обществе и экономике, аналогичные процессы возникли и в вооружённых силах, что провело к резкому снижению жизненного уровня военнослужащих, масштабным сокращениям военных гарнизонов с последующим разграблением оставшегося имущества, и общему падению обороноспособности государства. В этих условиях у значительной части населения вышеупомянутых регионов, имевшего возможность наглядно видеть все проблемы в оборонной сфере, возникало, с одной стороны, чувство недовольства военной политикой государства, и сочувствие к военным – с другой. Кроме того, в значительной степени пострадали сотрудники оборонных предприятий из-за массового сокращения военных заказов, что также привело к существенному снижению уровня жизни данной категории военного электората и отразилось на социальноэкономическом положении городов, где предприятия оборонной сферы являлись градообразующими. ЗАТО в той или иной степени испытали на себе резкое сокращение финансирования военной сферы в 1990-е гг., что также оказало негативное воздействие на все аспекты функционирования военных городов данного типа - падение уровня жизни, отток населения, в первую очередь наиболее активной его части, сокращение объектов социальной инфраструктуры, рост преступности и т.д.

Так, например, командующий Тихоокеанским флотом И. Хмельнов в интервью газете «Владивостокское время» в октябре 1994 года отмечал, что нужды флота в 1994 году ежемесячно финансируются не более чем на 30%, а это значит, что средства в основном идут на выплату денежного содержания военнослужащим и заработной платы рабочим и служащим [13, c. 602].

Таким образом, военный фактор, давший значительный стимул стабильному и интенсивному развитию Приморского края, включая экономику, социальную и культурную сферы, обеспечивший приток значительного количества населения, после распада Советского государства породил множество проблем во всех вышеупомянутых сферах, причём их последствия во многих случаях не преодолены и по настоящее время.

Литература

1. Амелько Н.А. В интересах флота и государства: воспоминания адмирала. М.: Наука, 2003. 181 с.

2. Аюшин Н.Б., Калинин В.И., Воробьев С.А., Гаврилкин Н.В. Крепость Владивосток. СПб., 2001. 256 c.

3. Безик И.В. Октябрь 1959 года: Н.С. Хрущев в Приморье. Ретроспективный взгляд через сорок лет. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун.-та, 2000. 149 с.

4. Безик И.В. Приморье: времена «оттепели» 1953–1964 гг. Книга первая. Владивосток:. Мор. гос. ун-т, 2007. 189 с.

5. Брюхов В. П. «Бронебойным, огонь!». Воспоминания танкового аса. М.: Яуза: Эксмо, 2009. 384 с.

6. Воробьев С.А., Калинин В.И., Сталь и бетон против Микадо. Береговая оборона и укреплённые районы сухопутной границы на Дальнем Востоке СССР. 1932–1945 гг./ Крепость Россия: Историко- фортифкационный сборник. Вып. 3. Владивосток: Дальнаука, 2005. 252 с.

7. Кузин В., Никольский В. Военно-морской флот СССР в 1945 –1991.СПб., 1996. 492 с.

8. Манойлин В.И. Базирование военно-морского флота СССР. СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. 225 с.

9. Митичкин Н.С., Кулагин В.В., Муратов В.Н. Тихоокеанский флот России 1731–2006. Исторический очерк (к 275-летию). Владивосток: Дальнаука, 2006. 280 с.

10. Павлов А.С. Военно-морской флот России. Якутск: 1996. 134 с.

11. Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. Владивосток, 1997. 596 c.

12. Ткачева Г.А, Дальневосточное общество в годы Великой Отечественной войны (1941 –1945) / Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Владивосток: Дальнаука, 2010.

13. Хмельнов И.Н. Российский флот: доблесть и нищета. М.: АСТ, 2003, 502 c.

14. Черных В.В., Санников А.П. Силовые структуры и общество: опыт взаимодействия в условиях Сибири// Материалы научно-теоретического семинара. Иркутск: 2003. 123 с.

15. Stephan John. The Russian Far East. Stanford University Press, 1994.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную
Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.