Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
«Политогенез в АТР»: от редактора рубрики

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

В настоящем выпуске нам бы хотелось познакомить читателя с несколькими сюжетами по месоамериканской истории и политической антропологии. Данные исследования даже большинству образованных людей кажутся чем-то страшно далёким, экзотическим и вместе с тем интересным, захватывающим. Стандартная программа укладывается в шапочное знакомство с классическими цивилизациями Нового Света – майя, ацтеками, инками. Намного меньше людей знают (если считать знанием то, что человек помнит после того, как всё основательно забыл, выйдя из стен школы или вуза) детали генезиса этих цивилизаций, а ещё меньше задумывается на тему – какие проблемы, актуальные для современной политической антропологии и истории в целом, можно решать на их примере.

Процесс возникновения сложных обществ и последующий генезис государства давно интересует исследователей. Не случайно, что преодоление общинного уровня социальной интеграции и возникновение организационной иерархии в виде вождеств (двух и более уровневых систем) в среде эволюционистов принято называть «управленческой революцией» (по аналогии с чайлдовской неолитической или уайтовскими энергетическими революциями). Данный процесс шёл во многом схожими путями во всех частях ойкумены, имея, наряду с этим, и свои специфические источники и формы воплощения. Потребность в такой революции проистекала из необходимости организовывать редистрибуцию ресурсов (материальных и символических) в условиях их ограниченности (естественной или даже искусственной), несмотря на то, что производящее хозяйство этой фазы уже поддерживало значительное по прежним меркам население. Причём возникновение политэкономии было и следствием, и, одновременно, причиной новых потребностей, стимулировало престижное потребление элиты и вело к её последующей внутренней дифференциации и конкуренции, а сами политии – к экспансии. Источники же власти могли быть самыми разными – контроль над торговыми сетями и редкими ресурсами, военным делом, сакральным знанием и т.п. Нерасчленённость властных компетенций, тождественность политических иерархий семейно-клановым структурам и особая роль идеологии (которая рождается параллельно) на данном уровне социальной эволюции всегда стимулируют спекуляции о соотношении светской (в основном военной) и жреческой власти. Кажется, что политическая власть в Месоамерике рождалась как теократическая и развивалась до военных форм (в логике – от майя до ацтеков), однако это не совсем верно. Древние майя не были такими уж миролюбивыми фанатиками и богобоязненными астрономами, какими их рисовали Сильванус Морли или Джон Томпсон. Уровень агрессии и воинственности в их обществе не может напрямую увязываться с фактом отсутствия у них единой империи. В целом, перераспределение функций между отдельными жреческими и военными кланами на разных этапах не дробило системы власти, а перераспределяло нагрузку в зависимости от задач общественного развития. В период кризиса и упадка роль военной элиты всегда возрастает, что одновременно ускоряет социальный коллапс, потому что «править на коне» невозможно.

Идеология, которая возникает в сложном обществе, намного лучше цементирует его ядро, чем прямое принуждение. С нашей точки зрения, концепты власти и лидерства – весьма интересная часть политической культуры доколумбовой Месоамерики. Открывает рубрику работа Д.Д. Беляева «Под сенью Птичьего Божества», в которой автор анализирует формирование царской власти на Гватемальском нагорье в I тыс. до н.э. Центральное Гватемальское нагорье – одно из важнейших мест Месоамерики, связанное с судьбами многих её народов, включая, прежде всего, упомянутых майя. В статье рассматриваются истоки формирования канонических представлений о власти и образе правителя, выраженных как в имперсонации птичьего бога, так и в возвеличивании военных триумфов правителя. Рост и усложнение политий Гватемальского нагорья отчётливо маркирован ростом монументальной архитектуры и скульптуры, рождением иконографического канона и т.п. Для подтверждения своих мыслей автор опирается на археологические, лингвистические и исторические данные, которые также позволяют делать выводы о периодизации вышеназванного процесса. Не остаётся без внимания и ряд дискуссионных вопросов, которые стоят перед современной месоамериканистикой.

Скользя по временной глади из доклассического периода истории Месоамерики, минуя период классики, о которой немало сказано и написано, мы перенесёмся в постклассику и познакомимся с образом правителя в культуре Тайрона (Карибское побережье Колумбии) XI–XV веков. Об этом пойдёт речь в работе Е.С. Острировой. В доколумбовой Америке данный регион был зоной частых межкультурных контактов, а потому обладал гетерогенным населением. Позднее, в XVI веке, конгломерат индейских народов Сьерра-Невады почти восемь десятилетий давал военный отпор испанским конкистадорам. Здесь мы застаём власть уже чётко дифференцированной на военную и жреческую, что находило своё выражение в соответствующей титулатуре элиты (делении на светских правителей – «касики», и духовных лидеров (жрецов) – «наома»). Впрочем, некоторые касики включали в свои имена термин «наома». По мнению автора, сакрализация власти в культуре Тайрона была наименьшей по сравнению с другими доколумбовыми обществами Месоамерики.

Лидерство и власть у индейцев науа в период испанской конкисты – предмет статьи А.В. Пакина. Автор рассматривает вариативность моделей лидерства у науаязычных народов тихоокеанского побережья Гватемалы, Сальвадора и Никарагуа. Лидерство здесь было сопряжено, прежде всего, с исполнением военных функций. При этом те или иные общины, входившие в состав более крупной политии, могли формировать власть разными путями – как наследственным, так и выборным. На высшем же уровне системы, власть, как и прежде, была наследственной, причём сам механизм наследования часто отходил от канона передачи власти (в рамках поколения) и она могла передаваться напрямую – детям, рождённым от «рекомендованных» знатью женщин. С другой стороны, в обществе науа можно встретить и всё три «обычные категории месоамериканских лидеров» – воина, жреца и общинного «старца».

Завершает рубрику работа Ю.В. Латушко, посвящённая возникновению сложного общества на Гавайях – в регионе, который с точки зрения европейца в каком-то смысле также можно назвать «Новым Светом». Географически отдалённых друг от друга Полинезию и Америку, тем не менее, очень многое объединяет (не только Тихий океан). Так, теория вождества, возникшая в 1950-е гг., изначально строилась на эмпирическом материале Полинезии и Америки. Известный в американской археологии исследователь Венделл Беннетт, начинал свою карьеру ни гденибудь, а на гавайском острове Кауаи (именно ему принадлежит первая археологическая классификация местной монументальной архитектуры). Я уже не говорю о, порой не бесспорных, теориях, доказывающих доисторические контакты между полинезийцами и американскими индейцами. Уровень культурной сложности, который был достигнут полинезийцами в доисторический период, разумеется, уступал классическим цивилизациям доколумбовой Америки 1, однако, по мнению известного археолога Тимоти Эрла, гавайские сложные вождества кануна европейского открытия можно считать эталоном вождеской организации. А потому сравнения здесь не только уместны, но и эвристически полезны.

В заключении мне бы хотелось поблагодарить всех авторов рубрики и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество. Тем более что, приписываемая Платону, мысль о несоответствии бытия «эйдосов» бытию вещей как нельзя полно отразилась в нашем выпуске. Изначально задумывалась более обширная серия примеров и тем, но на стадии «явления абстрактного» мы поняли, что выпуск станет не больше, но и не меньше, чем интродукцией. В дополнение к сказанному, мне бы хотелось, чтобы читатель, ранее не знакомый с затрагиваемой в рубрике проблематикой, проникся тем неподдельным интересом, который испытывают авторы настоящих статей к предмету своего исследования.

Ю. В. Латушко
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную
Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.