|
Жерновой М. В., Сухаренко А. Н.
Это ознакомительная текстовая версия,
Анализ материалов МОУП-Интерпол и УНП ООН свидетельствует о том, что незаконный оборот культурных ценностей остаётся одним из самых прибыльных видов деятельности транснациональных преступных организаций. В настоящее время ежегодный оборот мирового теневого рынка антиквариата оценивается в 4-6 млрд. долл. [11]. По состоянию на 2007 г., в базе данных Генерального секретариата Интерпола насчитывалось 35,5 тыс. похищенных произведений искусства из 118 стран мира (в 2001 г. – 19 тыс.) [2, с.?18]. Однако в действительности объём похищенного гораздо выше. Об этом наглядно свидетельствуют данные лондонской компании «Art Loss Register» (ALR), основанной в 1991 г. в целях документирования похищенных культурных ценностей всех видов. По состоянию на 2009 г., в банке данных ALR содержалась информация о 203,7 тыс. предметов (2004 г. – 139 тыс.). В структуре похищенного более 54% составляли произведения живописи и часы. Основная часть похищенных ценностей приходилась на пять стран: Великобританию, США, Францию, Германию и Италию [12]. В своей резолюции 2008/23 «Защита от незаконного оборота культурных ценностей» Экономический и Социальный Совет ООН настоятельно призвал государства-члены защищать культурные ценности и предотвращать их незаконный оборот, путём принятия соответствующего законодательства, включая, процедуры конфискации, возвращения или реституции культурных ценностей, поощрение образования, проведение информационно-пропагандистских кампаний, составление карт и инвентаризацию культурных ценностей, принятие адекватных охранных мер, укрепление потенциала и кадрового состава контролирующих учреждений, а также принимать эффективные меры по предупреждению передачи незаконно приобретённых или незаконно полученных культурных ценностей, особенно через аукционы, в том числе через Интернет, и обеспечивать возвращение или реституцию таких ценностей их законным собственникам [1]. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утверждённой Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, культура названа в числе стратегических приоритетов устойчивого развития страны, а главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры названы противоправные посягательства на объекты культуры. Несмотря на заметное снижение числа регистрируемых преступных посягательств на культурные ценности (с 4,7 тыс. в 1993 г. до 1,1 тыс. в 2009 г.) [8], они наносят невосполнимый ущерб культурному достоянию России, поскольку стоимость предметов не всегда отражает их истинную ценность. Утрата культурных ценностей приводит к духовному обнищанию народа, к девальвации их в общественном сознании, к нигилизму в отношении собственного достоинства, самобытности и национальной сплочённости. По мнению криминологов, именно снижение духовно-нравственного потенциала общества является одним из основных факторов, способствующих росту преступности и коррупции. Правомерность такого суждения можно проиллюстрировать следующими данными. По состоянию на 2011 г., правоохранительные органы РФ разыскивали около 60 тыс. предметов, имеющих культурно-историческую ценность. Большую часть похищенного составляли иконы, монеты, картины, ордена и медали [4]. Перечисленные предметы представляют собой не только бесценные культурные сокровища, но и являются сильнейшим стимулом для активизации творческой деятельности и развития индивидуального мировоззрения. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание средствами культурных ценностей формирует личные взгляды, убеждения и внутреннее стремление к самосовершенствованию. Основными видами преступных посягательств на культурные ценности, находящиеся на государственном хранении, являются:
Хищению культурных ценностей в значительной мере способствуют следующие факторы: низкая зарплата сотрудников учреждений культуры, текучесть кадров и ослабление исполнительской дисциплины, неудовлетворительное состояние их учёта и хранения, ненадлежащая физическая и техническая охрана учреждений культуры и культовых зданий, а также несовершенство действующего законодательства, в частности, отмена лицензирования антикварной деятельности. По оценкам Роскультуры, ежегодный оборот теневого антикварного рынка России составляет около 300 млн. долл. В то же время, по мнению президента Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров В. Бычкова, незаконный оборот составляет 80-100 млн. долл. (около 10%) [5]. Как показывает практика, большая часть культурных ценностей похищается с целью последующего вывоза за рубеж. Транснациональный характер хищений предметов историко-культурного наследия народов России обусловлен повышенным спросом на них и несоизмеримо низкими, в сравнении с мировыми, внутренними ценами. По состоянию на 2011 г., по линии Интерпола разыскивалось более 900 культурноисторических ценностей, похищенных в России. За последний 21 год с помощью НЦБ Интерпола в Россию было возвращено более 250 произведений искусства и антиквариата. Среди них картины известных живописцев, иконы, древние рукописи [3]. Посягательствами на культурные ценности в основном занимаются организованные преступные группы (ОПГ) с обширными межрегиональными и международными связями. Многие из них организованы эмигрантами из бывшего СССР, проживающими за рубежом, но имеющими сообщников в России, которые осуществляют поиск, хищение (скупку) и вывоз ценностей. Для реализации вывозимых ценностей за рубежом ими создана целая сеть специализированных антикварных магазинов. По данным ГУБК ФТС России, за рубежом действует около 70 ОПГ, занимающихся контрабандой культурных ценностей и их последующей перепродажей [10, с.?180]. Наиболее распространёнными способами незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж являются: недостоверное декларирование, сокрытие, перемещение с использованием поддельных документов или средств идентификации. Основными направлениями вывоза ценностей являются: Центральная и Западная Европа, Скандинавия и АТР [7]. О масштабах контрабанды свидетельствуют данные ФТС России, согласно которым за последнее десятилетие был предотвращён вывоз около 100 тыс. культурных ценностей. Среди них произведения изобразительного искусства, предметы религиозного культа и декоративноприкладного искусства, рукописные и старопечатные книги, филателистические материалы, предметы нумизматики, фалеристики и бонистики [6]. В целях осуществления согласованных мер для предупреждения и пресечения случаев хищения культурных ценностей было заключено Соглашение «О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата» (2007 г.). Данное Соглашение закрепляет соответствующий понятийный аппарат, определяет направления и формы межгосударственного сотрудничества, основания и порядок исполнения запросов об оказании содействия. За минувшие годы в рамках СНГ накоплена нормативно-правовая база сотрудничества в сфере сохранения культурных ценностей, при разработке которой использовались универсальные и региональные документы. К ним можно отнести:
В декабре 2011 г. Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 226?, предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами-членами ТС культурных ценностей. Данное деяние наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей. Совершение указанного преступления в составе организованной группы называется гораздо строже: от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей. Осознавая серьёзность рассматриваемой проблемы, МВД России активно сотрудничает с Интерполом, Европолом, Всемирной таможенной организацией (ВТО), Международным советом музеев (ИКОМ), а также с иностранными правоохранительными службами. Тесное взаимодействие с другими заинтересованными ведомствами (МИД, Минкультуры, ФСБ и ФТС России) позволяет выявлять каналы незаконного вывоза культурных ценностей за рубеж, осуществлять их розыск, идентификацию и возвращение владельцам. Действенность такого взаимодействия можно проиллюстрировать данными Росохранкультуры, согласно которым только за 2004-2007 гг. в Россию было возвращено 1079 произведений искусства и архивных документов на общую сумму в 400 млн. рублей [9]. Несмотря на указанные позитивные тенденции, остаётся нерешённым целый ряд организационно-правовых проблем, затрудняющих деятельность государственных органов в данной сфере. Учитывая важность проблемы сохранения историко-культурного наследия народов России, представляется необходимым:
Литература 1. Доклад Генерального секретаря ООН «Защита от незаконного оборота культурных ценностей». Вена, 17-21 мая 2010 г. 2. Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2008. № 2. 3. Интервью начальника НЦБ Интерпола при МВД России А. Прокопчука. // ИТАР-ТАСС. 2012. 14 февраля. 4. Интервью статс-секретаря МВД России С. Булавина. // РИА «Новости». 2011. 29 декабря. 5. Материалы «круглого стола» на тему: «Российский антикварный рынок: культура, экономика и право». М., 2007. 6. Пресс-релиз ФТС России «Российской таможне – 15 лет». 2006. 24 октября. 7. Русанов Г. Борьба с контрабандой культурных ценностей: уголовноправовые и криминологические вопросы. М., 2010. 8. Статистика ГИАЦ МВД России за 2009 г. 9. Статистика Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. // URL: http://www.rsoc.ru/news/rsoc/news535.htm?print=1 [Дата обращения: 2 декабря 2010 г.] 10. Фомичев С. Контрабанда культурных ценностей: Дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2005. 11. Skene C. Art theft ranked as fourth-largest criminal enterprise // Montreal Gazette. 2007. 1 September. 12. The Art Loss Register. // URL: http://www.artloss.com. [Дата обращения: 2 декабря 2010 г.]
|