Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Личность современного преподавателя в контексте инновационного вектора образования

Крупа Т. А.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Профессия преподавателя относится к типу «человек-человек», а это означает, что её представители по условиям работы имеют дело с дру­гими людьми. Очевидно, что социальный статус и имидж современного преподавателя является непосредственным компонентом, участвующим в трудовой деятельности педагога. Социальный статус преподавателя серьёзно влияет не только на отношение студентов к самому педагогу, но и на внимание к изучаемому предмету и даже на их поведение во время занятий. Преподавателю в силу своей профессии приходится об­щаться не только с людьми, но и осуществлять учебный процесс, то есть транслировать какую-либо информацию [2, с.?1]. Учебная информация воспринимается студентами, как правило, в единстве с социальной ин­формацией, которая воспринимается на социально-психологическом уровне.

Студенчество двухтысячных годов является интересным объектом для изучения. Рождённые в кризисные 1990-е годы, но не успевшие в себя впитать постсоветский нигилизм молодёжи 90-х, они более уравно­вешенны, спокойны, но и в такой же степени пассивны в плане пости­жения нового знания. Они привыкли потреблять готовый материал в виде визуально-тестовой формы, что нивелировало в них склонность к размышлению. Однако информационно-техническая культура совре­менного студенчества постоянно возрастает и центр тяжести в структуре образования при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента.

Преподаватели склонны критиковать студенческую молодёжь, сравнивать её с предшествующими поколениями студентов, навешивать отрицательные ярлыки. Но в данном контексте необходимо поставить и другой вопрос «Как изменился преподавательский корпус за послед­ние десятилетия?» Нужно иметь в виду, что профессия преподавателя консервативна по своей сути и не склонна к самокритике, более того, не терпит её. Современная ситуация такова, что роль преподавателя как единственного источника знаний уже не отражает современную реаль­ность [1, с.?1]. В данном контексте среди первостепенных проблем социо­логии образования важное значение имеет изучение личности препода­вателя. Преподаватели глазами студентов – одна из занимательнейших тем в современных общественных науках.

Преподаватель – публичная профессия, а соответственно личность, внешность, возраст, привычки и человеческие качества преподавателя являются постоянным объектом обсуждения в студенческой среде [3,с.?3]. Самые критичные студенты на некоторых факультетах ведут днев­ники наблюдения за преподавателями и передают их от курса к курсу.

Целью данной статьи являлось определение социологического пор­трета современного преподавателя в представлении студентов.

Для реализации данной цели в декабре-мае 2011 г. в Дальнево­сточном государственном техническом университете был проведён опрос студентов по специально разработанной анкете «Преподаватель глаза­ми студентов». Выборка включала вуз технического профиля, внутри ко­торого на основе случайного отбора и был сформирован список восьми обследуемых студенческих групп инженерных специальностей: радио­телевидение-связь, акустика, биомедицинские технологии, автомобили и автомобильное хозяйство, подъёмно-транспортные машины, организа­ция перевозок и управления на транспорте, материаловедение в маши­ностроении, технология художественной обработки материалов. Внутри групп проводилось сплошное анкетирование.

В общей сложности было роздано 100 анкет, возвращено 92, после проверки и отсева некачественно заполненных экземпляров, осталось 83 анкеты. Анкета содержала 16 вопросов.

Вполне очевидно, что содержащиеся в статье количественные дан­ные и качественные характеристики ни в коей мере не могут рассма­триваться как устойчивые оценки. Также полученные данные априори не могут быть распространены на какую-либо устойчивую совокупность профессорско-преподавательского состава. Однако, впрочем, это не ума­ляет достоинства проведённого автором исследования. Оно фиксирует фактологию «момента и места» конкретного социологического опроса и нацелено на обобщения, приближенные к конкретным данным и кон­тексту событий.

С целью получения относительно достоверных данных, анонимный опрос производился после сдачи экзамена, чтобы избежать неискренно­сти в ответах. «Каким должен быть современный преподаватель?», этот вопрос был открытым. Ответы-характеристики студентов можно типо­логизировать по четырём основным блокам, которые анализируются по убывающей шкале: 1 блок – самый многочисленный – «преподаватель должен быть умным, компетентным, увлечённым своим предметом»; 2 блок характеризует человеческие качества преподавателя: «человеч­ный, хороший, снисходительный, добрый, понимающий». Требователь­ность вошла в 3 блок: «справедливый, строгий, требовательный, объек­тивный, честный».

«Продвинутость» как ожидаемое от преподавателя качество, отхо­дит на предпоследнее, четвёртое место. В четвёртом блоке обозначены такие качества, как современный, креативный, творческий, продвину­тый. В последнем пятом блоке оказались характеристики, связанные с внешностью: молодой, красивый, опрятный. Итак, компетентность пре­подавателя вынесена на первое место, положительные человеческие ка­чества – на второе, а соответствие требованиям времени – на предпо­следнее место.

Преобладание женщин в сфере образования – общепризнанный факт. Можно было бы надеяться, что в техническом вузе – это не так. Но опрос подтвердил общепринятую тенденцию – 90% опрошенных призна­ли, что в их вузе большинство преподавателей – женщины. Преобладаю­щему количеству студентов хотелось бы, чтобы мужчин среди препода­вателей было больше, но женское лицо среднего и высшего образования – факт устоявшийся.

Преподавательская профессия консервативна, и это предполага­ет, что она возрастная. Такие важные для преподавателя качества, как компетентность, ответственность, снисходительность приобретаются с возрастом. Неоднозначность ситуации состоит в том, что современные реформы образования ориентируются на минимизацию возрастных пре­подавательских кадров. Многие научные гранты и проекты направлены на учёных моложе 35 лет. Хотя более половины исследователей в науч­ной сфере – это возрастная группа в возрасте около 50 лет.

Интересно было узнать мнение студентов о «лучшем возрасте» для преподавательской профессии. Анализируя ответы студентов можно от­метить, что нижняя граница отметилась возрастом 30 лет для большин­ства респондентов, а верхняя – 40 лет. Опрошенные студенты предпочли бы видеть в аудиториях преимущественно педагогов среднего возраста в интервале 30-40 лет.

Возрастная тема всегда очень болезненна для преподавателей. Постмодернистская культура и современное общество потребления ори­ентировано на молодую аудиторию. Молодёжь в европейской культуре снисходительно и без пиетета относится к ценностям и традициям стар­шего поколения. В данном контексте студентам был адресован вопрос: «По вашему мнению, в каком возрасте нужно прекращать преподава­тельскую деятельность?» и ответы на него не стоит принимать близко к сердцу, так как взгляды студентов – побочный продукт молодёжно ори­ентированной пропаганды общества суперпотребления, отрицающей старение как неизбежность.

По мнению большинства студентов, преподавателю стоит уйти из профессии в интервале 50-60 лет; 12% признали, что нет определённого возраста для выхода на пенсию; 7% указали интервал 70-90 лет.

Профессии преподавателя, как и любой другой профессии, свой­ственны недостатки. Самым распространённым изъяном в нашей сфере деятельности является синдром эмоционального сгорания и автоматизм. Но это элемент самокритики. А какие недостатки в преподавателях вид­ны студентам? Ответы на вопрос: «Какие недостатки характерны для современных преподавателей?» можно сгруппировать в пять блоков. Блоки анализируются по убывающей шкале.

Первый блок представлен такими качествами, как: «вспыльчивость, раздражительность, неурав­новешенность, равнодушие, грубость, агрессия». Во втором блоке – «из­лишняя строгость, принципиальность, субъективность, предвзятость». В четвёртом – «старомодность».

Чего не хватает преподавателям вуза для того, чтобы работать с полной отдачей и удовлетворять всем требованиям студентов? На такой вопрос было предложено ответить студентам. Группировка ответов по блокам выглядит следующим образом. Первый блок – «не хватает душевности, человечности, психической уравновешенности, терпения». Позиции этого блока примыкают к позициям первого блока по ответам на предыдущий вопрос. Во втором блоке оказались «компетентность, техническое оснащение, современное мышление, заинтересованность в своей работе»; в третьем блоке «деньги, зарплата и отдых», а юмор – в пятом.

Реальный статус преподавателя в России сегодня таков, что при глубоком уважении к этой профессии как таковой, большинство опрошен­ных не хотят видеть себя преподавателями в будущем. Предшествующие исследования показывают, что предпочтительным занятием для моло­дёжи является сфера предпринимательства, бизнеса и государственная служба в качестве чиновника, либо депутата. Педагогическая профессия финансовых преференций не предполагает, отсюда недостаточная её востребованность среди молодёжи. И всё же 20% опрошенных хотели бы стать преподавателями, а 80% – исключили для себя такую перспективу. Престиж профессии в обществе в немалой степени определяется финан­сированием какого-либо вида деятельности. Социально-экономические проблемы образования в нашей стране давно являются хронической бо­лезнью. В глазах 58% опрошенных студентов преподавательская про­фессия не очень престижна; 32% считают её престижной, а 10% – не престижной. Не улучшая проблемное поле социально-экономических вопросов системы образования, российским преподавателям трудно бу­дет в дальнейшем решать задачи инновационного развития страны.

Таким образом, внешним отражением личности идеального препо­давателя в глазах студентов выступает сочетание человеческих и про­фессиональных качеств. При этом человеческие качества выносятся на первый план. Идеальный преподаватель компетентен, человечен, снис­ходителен, обладает чувством юмора. Не оправдалась гтпотеза, связан­ная с тем, что на первое место студенты поставят креативность, совре­менность, «продвинутость». Хотя этого требует инновационная модель образования. Очень немногие хотели бы связать свою профессиональную деятельность с педагогической сферой, в результате будет углубляться старение педагогических кадров в высшей школе и нехватка молодых специалистов. Это входит в противоречие с инновационным вектором развития нашего государства. Инновационное мышление формируется в ходе обучения и личность преподавателя играет в этом процессе не по­следнюю роль [4, с.?1]. Необходимо отметить, что среди перечисленных студентами качеств преподавателя, термин «инновационный» в целом, отсутствовал. Вопросы анкеты формировались как открытые и студенты сами могли бы указать инновационные качества как предпочтительные, но этого не произошло. Это может означать, что инновационный вектор образования до конца не осмыслен не только в преподавательской среде, имманентно считающейся консервативной, но и студенчество пока ещё не в полной мере осознаёт «Каким должен быть инновационный препо­даватель?».

Литература

1. Баклашов А. Современный преподаватель московского колледжа, какой он? // Федеральный специализированный журнал «Кто есть Кто в образовании и науке». № 1 (5). 2010 [Электронный ресурс]. URL http://www.ktovobrnauke.ru/news/2010/1/sovremennyy-prepodavatel-moskovskogo-kolledzha-kakoy-on.html [Дата обращения 14.12.2011 г.].

2. Лебедева Ю.Л. Особенности проектирования имиджа современного преподавателя // Особенности проектирования необходимого имиджа. Сайт института менеджмента и экономики Омского государственного университета путей сообщения [Электронный ресурс]. URL http://www.imek.org›?q=node/1224. [Дата обращения: 10.02.2012 г.].

3. Попова Т.А. Социально-экономические предпосылки становления и развития личности современного преподавателя // Материалы интернет­конференции Белгородского государственного университета «Современный преподаватель: личность и деятельность» [Электронный ресурс]. URL http://unid.bsu.edu.ru/unid/teach/sbornik/detail.php?IBLOCK_ID=327&SECTION_ID=3195&ELEMENT_ID=93981 [Дата обращения: 4.11.2011 г.].

4. Шумакова И.В. Личность современного учителя: имидж и сущность // Материалы Интернет-конференции Белгородского государственного университета «Современный преподаватель: личность и деятельность» [Электронный ресурс]. URL http://unid.bsu.edu.ru/unid/teach/sbornik/detail.php?IBLOCK_ID=327&SECTION_ID=3195&ELEMENT_ID=93998 [Дата обращения: 11.02.2012 г.].

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную
Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.