Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Перспективы сотрудничества правоохранительных органов Дальнего Востока России и Корейского полуострова

Жерновой М. В., Сухаренко А. Н.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Дальний Восток граничит с развитыми и быстро развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Общая протяжённость го­сграницы – 25 575 км, в том числе: с КНР- 2 536 км, КНДР – 78,4 км, США – 49 км, Японией – 194,3 км; а также 23 000 км морской границы с нейтральными водами. Особое географическое положение способствует интенсивному развитию международных связей.

Приморский край обладает самым большим в ДФО числом пунктов пропуска через границу – 18. Чуть меньше – 16 пунктов – в Сахалинской области, всего же ДФО располагает 66 пограничными пунктами пропу­ска.

В соответствие с пп. «о» п. 1 ст. 71 Конституции РФ координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и выпол­нение международных договоров РФ находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время осуществление международных связей субъектами РФ регламентируется следующими правовыми акта­ми:

  • Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»;
  • Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 91 «О принятии Правительством РФ решении о согласии на осуществление субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей с орга­нами государственной власти иностранных государств»;
  • Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 552 «Об утверждении Правил государственной регистрации соглашений об осу­ществлении международных и внешнеэкономических связей, заключён­ных органами государственной власти субъектов РФ».

Утверждение в 2001 г. Правительством Концепции приграничного сотрудничества в РФ имело большое значение для определения государ­ственной политики в данной сфере, систематизации целей и задач в сфе­ре расширения контактов российских регионов с регионами сопредель­ных государств, превращения приграничного сотрудничества в весомый фактор вхождения России в мировую экономику и экономического роста страны [1].

Под приграничным сотрудничеством понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов ис­полнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий РФ и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий РФ и сопредель­ных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государ­ствами.

Согласно Разделу I Концепции, одной из основных задач пригра­ничного сотрудничества является содействие обеспечению националь­ных интересов и национальной безопасности на государственной грани­це РФ, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями. При этом в Разделе III ре­комендовано развивать сотрудничество в правоохранительной сфере, в том числе: совместные действия по предупреждению и пресечению пре­ступлений и административных правонарушений, осуществление взаи­модействия в сфере охраны общественного порядка, борьбы с трансгра­ничной организованной преступностью и терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и преступлениями в сфере экономики. Впоследствии эти рекомендации были закреплены в «Перечне меропри­ятий по реализации Концепции приграничного сотрудничества в РФ», утверждённом распоряжением Правительства РФ от 18 июня 2004 г. № 826-р.

Право правоохранительных органов России на сотрудничество с компетентными органами других стран регламентируется федераль­ным законодательством. Так, Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 28.11.2009 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» [2] и Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [3]прямо устанавливают, что правовой основой их деятельности являются общепризнанные принципы и нормы международного права, междуна­родные договоры РФ.

Согласно п. 5 ст. 10 ФЗ «О полиции», взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и междуна­родными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами РФ. При этом полиция в своей деятель­ности обязана использовать информационные системы, сети связи, со­временную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру (ст. 11).

Для правоохранительных органов Дальнего Востока России (где наиболее актуален трансграничный аспект организованной преступ­ности) возникает необходимость сосредоточить усилия на координации международного сотрудничества с соответствующими органами пригра­ничных государств АТР, в том числе Южной и Северной Кореи.

КНДР. В настоящее время по-прежнему действует Договор об ока­зании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключённый между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой 16 декабря 1957 г. в Пхеньяне. В соответствии с Договором, оказание правовой помощи осуществляется через центральные органы, а объём правовой помощи предусматривает выполнение таких процессуальных действий, как: со­ставление и пересылку документов, исполнение поручений о вручении документов, проведение обысков и выемок, пересылки и выдачи веще­ственных доказательств, допроса свидетелей, экспертов, обвиняемых, опроса сторон и других лиц, судебного осмотра. Кроме того, Договором предусмотрена обязанность выдавать лиц, находящихся на их террито­рии для привлечения к уголовной ответственности или приведения в исполнение приговора.

Однако практическое сотрудничество между правоохранительны­ми органами двух стран в сфере борьбы с трансграничной преступно­стью только формируется. Первое за последние годы соглашение между МВД России и МНБ КНДР было подписано в Москве 6 июня 2005 г. Документ определил основные направления и формы взаимодействия правоохранительных органов, а также механизм его реализации. Кроме того, 9 июня 2005 г. во Владивостоке состоялась рабочая встреча мини­стра народной безопасности КНДР с руководством Главного управления МВД России по ДФО, на которой были обсуждены вопросы взаимодей­ствия в приграничных районах.

Основываясь на положениях Соглашения, в сентябре 2005 г. был подписан Протокол встречи руководителей ГУ МВД России по ДФО и Управления народной безопасности провинции Северный Хамген МНБ КНДР. Данный протокол закрепил порядок проведения регулярных встреч представителей обоих государств; решение о создании координи­рующих групп, установления каналов прямой связи путём обмена по­чтовыми адресами, номерами телефонной, факсимильной и Интернет­связи с целью оперативного обмена информацией; решение о создании банка данных о гражданах КНДР, депортированных с территории субъ­ектов ДФО за административные правонарушения в целях проверки их на причастность к совершению преступлений на сопредельных террито­риях и недопущению их повторного въезда на территорию РФ в период действия в отношении их ограничений.

В случае необходимости следственно-оперативная группа, воз­главляемая соответствующими руководителями подразделений и офи­церами связи УНБ провинции Северный Хамген и ГУ МВД России по ДФО, может быть направлена в сопредельную страну для проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий по раскрытию преступлений и задержанию преступников в соответствии с уголовно­процессуальным законодательством обеих стран. Сопредельная сторона должна оказывать в этом всяческое содействие. Любая из сторон, полу­чив просьбу об оказании помощи, обязана дать соответствующий ответ в течение 10 дней, при чрезвычайных и экстренных ситуациях ответ дол­жен быть дан в течение 2 дней. Задержание подозреваемых в соверше­нии преступлений и лиц, в отношении которых вынесены постановления о заключении под стражу и скрывающихся в сопредельном государстве, должно производиться только на основании просьб сопредельной сторо­ны в соответствии с законодательством обоих государств.

Приходится констатировать, что в вопросах взаимодействия двух стран ещё остаются направления, требующие совершенствования. Так, значительно затрудняет контроль над преступными формированиями, участниками которых являются граждане КНДР, частое несоответствие целей их въезда на территорию округа с фактическим пребыванием, не­своевременное оформление документов и несвоевременный выезд граж­дан КНДР с территории субъектов округа. В рамках противодействия трансграничной преступности данная проблема требует скорейшего разрешения.

Кроме того, взаимодействие с правоохранительными органами КНДР до сих пор осуществляется через территориальные представи­тельства МИД России и пока сводится только к предоставлению сведе­ний о ходе раскрытия преступлений, совершённых в отношении граж­дан КНДР.

Республика Корея. В соответствии с положениями Договора о вза­имной правовой помощи по уголовным делам (1999 г.) стороны оказы­вают друг другу широкомасштабную правовую помощь в проведении расследований, уголовном преследовании или судебных процессах по уголовным делам. Правовая помощь включает в себя: получение пока­заний или заявлений; предоставление информации, документов, мате­риалов и вещественных доказательств; определение местонахождения и идентификацию лиц или предметов; вручение документов; исполнение запросов о проведении обыска и изъятия предметов; обеспечение дачи показаний лицами, содержащимися под стражей, и иными лицами, а также оказание ими помощи в проведении расследований; меры содей­ствия в отношении доходов от преступления; и иные виды помощи, не запрещённые законодательством запрашиваемой стороны. При этом До­говор не затрагивает вопросов выдачи преступников.

Взаимодействие органов внутренних дел ДФО с корейскими кол­легами регламентируется Соглашением о сотрудничестве между МВД России и Национальным агентством полиции Республики Корея от 19 сентября 2000 г. Документ представляет собой письменное выражение намерения двух сторон сотрудничать в области противодействия пре­ступности путём оказания правовой помощи, а также проведения регу­лярных встреч.

Среди встреч регионального уровня следует отметить встречу в феврале 2008 г. на уровне ГУ МВД России по ДФО с представителем Генконсульства Республики Корея по вопросу о возможности двусторон­него сотрудничества в правоохранительной сфере; а также встречу в де­кабре 2004 г. УВД Приморского края с представителями Национального агентства полиции Кореи, посвящённую обмену информацией в сфере борьбы с организованной преступностью и в отношении экспортёров сы­рьевых ресурсов. Однако каких-либо официальных соглашений в ходе встреч подписано не было.

Сегодня взаимодействие Главного управления с корейской по­лицией в части получения информации о противоправных действиях осуществляется через Управление Генеральной прокуратуры в ДФО. В целях развития сотрудничества между органами внутренних дел и На­циональным агентством полиции Республики Корея необходимо подпи­сание протокола о взаимодействии, который бы определял конкретный порядок совместных действий правоохранительных органов.

В июле 2011 г. вступило в силу Соглашение между Правительства­ми РФ и Республики Корея о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых мор­ских ресурсов (2009 г.). Это важнейший документ, который призван оста­новить незаконные поставки морских биоресурсов, прежде всего, крабов, выловленных в исключительной экономической зоне России. Соглаше­ние предусматривает, что республика Корея за 24 часа будет информи­ровать российскую сторону о намерении судна с водными биоресурсами в любом виде – живом, охлаждённом, замороженном – зайти в корейские порты. Для этого российские суда обязаны предоставить соответствую­щие разрешения и документы на груз. Аналогичным образом должны будут действовать и российские власти в отношении южнокорейских ры­боловных судов [4].

С 15 по 17 ноября 2011 г. в Сеуле прошли российско-корейские кон­сультации экспертов по практической реализации данного Соглашения. В ходе переговоров стороны обменялись информацией о сотрудничестве в сфере предотвращения незаконного промысла1, а также определили меры по совершенствованию информационного обмена.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. № 196-р. Реализация этих задач не только имеет важнейшее общегосударственное значение, но и непосредственно затрагивает интересы 49 приграничных субъектов РФ, 42 из которых являются депрессивными или экономически недостаточно развитыми.

2. Российская газета. 2009. 2 декабря.

3. Российская газета. 2011. 8 февраля.

4. Россия и Южная Корея приступают к контролю ННН промысла. // ПРАЙМ-ТАСС. 2011. 15 июля.

 
Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную
Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.