|
Хамадуллин А. М., Фирсов С. А.
Это ознакомительная текстовая версия,
Сегодня Север Приморья переживает процесс стагнации, что непременно вызывает озабоченность у населения и представителей органов государственной и местной власти, а также экономистов и правоведов о будущности существования и развития данных территорий. В Приморском крае к районам Крайнего Севера и местностям приравненным к районам Крайнего Севера относятся районы: Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский, Тернейский; пгт Восток; сёла: Богуславец, Таборово, Вострецово, Незаметное, Глубинное, Дальний Кут, Дерсу, Островное, Измайлиха, Лимонники, Метеоритное, Мельничное, Рощино, Крутой Яр, Тимохов Ключ Красноармейского муниципального района [6]. Данные территории занимают по площади около 1/3 всей территории Приморского края и богаты полезными ископаемыми (медь, железо, сурьма, олово, бор, сера и др.), ряд из которых находится исключительно на данных территориях. В тоже время население, проживающее на данных территориях, составляет всего лишь 6% от общей численности жителей Приморского края [8]. На сегодняшний день данные районы находятся в кризисном состоянии. Это отражается во всех аспектах жизнедеятельности данных территорий: неблагоприятная ситуация с естественным воспроизводством населения (низкий уровень рождаемости, высокая смертность), высокая дотационность местных бюджетов, суровый климат, уязвимость природы, большая удалённость населённых пунктов от административных центров, слабая транспортная инфраструктура, повышенные затраты на производство и жизнеобеспечение населения, эти и многие другие факторы, способствующие низкому уровню качества жизни населения. Выявленные социально – экономические проблемы развития муниципальных образований Приморского края приравненных к районам Крайнего Севера могут быть дифференцированы в контексте реализации основных функций органов местного самоуправления. Первый блок рассматриваемых проблем – проблемы законодательного регулирования в реализации полномочий органов местного самоуправления в части регулирования доходной базы местного бюджета, налогового потенциала муниципалитетов и имущественных отношений. При распределении доходных источников бюджета недостаточно учитываются характерные только для таких районов расходные обязательства, например, связанные с обеспечением продукцией, особенно топливно-энергетическими ресурсами и продовольствием. Сегодня данная проблема особо остро стоит в Тернейском муниципальном районе. Ввиду большого расстояния между сельскими поселениями района и муниципальным центром, а также в связи отсутствием дорожного полотна топливно-энергетические ресурсы и продовольствие доставляются в населённые пункты района при помощи вертолёта МИ-8. Объём налоговых доходов местных бюджетов может быть увеличен за счёт реализации мероприятий, предусмотренных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, путём закрепления за бюджетами муниципальных районов и городских округов фиксированной величины отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, расширения участия органов местного самоуправления в осуществлении полномочий по администрированию местных налогов. Острой проблемой является отсутствие у поселений средств на проведение межевания земельных участков. В результате от деятельности органов местного самоуправления поселений фактически не зависит увеличение налогооблагаемой базы земельного налога, который полностью зачисляется в местные бюджеты. Значительная часть муниципальных образований севера Приморского края не имеет достаточной доходной базы для экономического развития и не может осуществлять весь закреплённый за ними объём полномочий. В связи с этим целесообразно: во – первых, укрупнение, а в некоторых случаях ликвидация населённых пунктов не имеющих производственной сферы в экономике. Например, в 2011 г. в Красноармейском районе Администрация Приморского края решила ликвидировать сельские поселения Молодёжное и Таёжное. Во – вторых, необходимо законодательно закрепить возможность формирования на малонаселённых территориях местного самоуправления по одноуровневому принципу (сохранив только муниципальные районы), и ввести институт старост, либо предоставить возможность упразднять поселения с численностью жителей менее 500 человек с передачей управления такой территорией администрации муниципального района. Север Приморья должен стать локомотивом экономического роста комплексного развития Приморского края. И для этого необходимо решить ряд социально-значимых и экономически важных проблем таких как: привлечение специалистов в данные районы, создание благоприятных условий для видения бизнеса и необходимая государственная поддержка социально не защищённых народностей Севера Приморья. Второй блок рассматриваемых проблем – социально – экономические проблемы. Важным условием успешной реализации полномочий органов местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является кадровое обеспечение. Значительное число муниципальных служащих не имеют необходимого уровня подготовки, а в местных бюджетах нет средств на их обучение. Поэтому должна быть создана более эффективная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для местного самоуправления. В целях повышения уровня жизни населения данных территорий и покупательской способности главами муниципальных районов предлагается восстановить ч. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации № 4520-1 (О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), предусматривающую возможность выплаты молодёжи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при условии проживания в указанных районах и местностях не менее пяти лет [4]. Из-за удалённости и неразвитости сети коммерческих услуг, низких доходов населения во многих районах Севера ряд услуг населению в таких сферах жизни, как общественное питание, торговля, бытовое обслуживание и так далее, приходится обеспечивать органам местного самоуправления. В связи с этим необходимо на законодательном уровне закрепить налоговые льготы субъектам малого и среднего бизнеса на определённый период (до 2 лет). Что касается развития данных территорий, то одним из самых успешных инструментов развития депрессивных территорий в мировой практике является создание на них Свободных Экономический Зон (в Российской Федерации используется термин Особые Экономические Зоны). На наш взгляд, создание ОЭЗ в отрасли глубокой переработки леса позволит: внедрить инновационные технологии, организовать полный цикл переработки леса и восполнить лесной фонд. Целесообразным думается создать на базе Сихотэ-Алинского заповедника (Тернейский район) туристско – рекреационную ОЭЗ. Данные инструменты позволят привлечь инвестиции, развить инфраструктуру, пополнить бюджеты, что послужит мощным импульсом развития Северных территорий. Что касается разработки, добычи и переработки месторождений полезных ископаемых законом «Об особых экономических зонах в РФ» [9]не допускается. Данную отрасль можно развивать в рамках частно- государственного партнёрства в форме концессионного договора при поддержке Инвестиционного фонда РФ. В качестве важного инструмента привлечения частных инвестиций в северные районы добычи полезных ископаемых можно рассматривать решение об установлении нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых [7]. Ключ к успеху в сфере государственно-частного партнёрства лежит в согласованном формировании целей и разделении рисков по их достижению между бизнесом и властью. Партнёрство государства и бизнеса должно заключаться в том, чтобы государство гарантировало бизнесу снижение рисков невозврата вложенных средств, предоставляло при необходимости определённые гарантии и преференции, а задача бизнеса искать способы финансирования и эффективно реализовывать социальные проекты для достижения согласованных целей [1]. Особенно остро стоят социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера. В Приморье проживает более двух тысяч представителей коренных малочисленных народов – удэгейцы, тазы, нанайцы, эвенки. Пять муниципальных образований края определены как места их компактного проживания. Статус национальных имеют сёла Красный Яр Пожарского района, Агзу Тернейского района и Михайловка Ольгинского района. В советский период патернализм по отношению к коренным малочисленным народам Севера стал государственной политикой. Создавались колхозы, а затем совхозы, государство закупало продукцию традиционных отраслей хозяйствования по специально завышенным ценам, чтобы люди имели средства на нормальную жизнь и развитие промысла. После распада СССР государственная политика по поддержке малочисленных коренных народов прекратила своё существование, а народы с традиционным национальным укладом жизни оказались не приспособленными к рыночным отношениям [4]. Таким образом, представляется целесообразным во-первых, разработать и внедрить такую систему государственных и муниципальных закупок продукции производимой коренными малочисленными народами, которая гарантировала бы сбыт товаров по реально рыночным ценам. Данная система закупок используется в ряде субъектов РФ. Например, власти Ямало-Ненецкого автономного округа закупили 4 тысячи тонн оленины по высокой цене и поставили это диетическое мясо в Данию обеспечив тем самым достаточный доход, но, к сожалению, в России такие примеры единичны. Во-вторых, закрепить на государственном уровне места традиционного проживания данных народов. В-третьих, определить особенности организации местного самоуправления в районах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на основе сочетания общинного самоуправления с местным самоуправлением [5]. Вопрос о важности Северных районов Приморского края без сомнения должен являться приоритетным для настоящего и будущего развития сильной России. Государственная политика в отношении Северных регионов должна быть продуманной и комплексной. Сложившаяся ситуация на Дальнем Востоке может привести к возрастанию угрозы национальной безопасности, попыткам заселения этих территорий населением сопредельных государств. На сегодняшний день численность постоянно проживающего населения на севере Китая составляет более ста миллионов человек, численность же Дальнего Востока составляет около семи миллионов человек. Поэтому, на наш взгляд, социально-экономическое развитие Северных территорий Приморского края возможно только при постановке и решении следующих задач:
Если сегодня на федеральном уровне власти не будут поставлены вышеуказанные задачи, а вследствие этого и не будут решены, то ни о каком развитии северных территорий Приморья не может быть и речи. Литература 1. Использование механизмов государственно-частного партнёрства в решении задач комплексной модернизации социальной инфраструктуры в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. М.: Издание Совета Федерации, 2010. С.96. 2. Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. [Электронный ресурс]. URL: http://severcom.ru/. Дата обращения: 4 апреля 2011 г. 3. Курчинский С.Г. Предложение главы Тернейского муниципального района «О проблемах законодательного регулирования и предоставления государственных гарантий и конпенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.severcom.ru/kit/gar/id298.html/. Дата обращения: 7 апреля 2011 г. 4. Матвеев А.С. Как помочь коренным малочисленным народам выжить в рыночных обстоятельствах // Российская Федерация сегодня. – 2010. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.severcom.ru/aboutnorth/item99-1.html/. Дата обращения: 5 апреля 2011 г. 5. О проблемах реализации полномочий органов местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. М.: Издание Совета Федерации, 2010. – С.84. 6. Постановление Совета Министров СССР от 3 Января 1983 Г. № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень Районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к Районам Крайнего Севера», утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 10 Ноября 1967 Г. № 1029 (ред. постановления Правительства РФ от 11.10.92 № 776) // Консультант плюс. 7. Проблемы Севера и Арктики РФ. Научно-информационный бюллетень. Выпуск двенадцатый. М.: Издание Совета Федерации, 2010. – С.102. 8. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по приморскому краю. [Электронный ресурс]. URL: http://www.primstat.ru/default.aspx/. Дата обращения: 5 апреля 2011 г. 9. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009). «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Консультант плюс.
|