Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Тренд социально-экономического развития муниципальных образований Северного Приморья

Хамадуллин А. М., Фирсов С. А.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Сегодня Север Приморья переживает процесс стагнации, что не­пременно вызывает озабоченность у населения и представителей орга­нов государственной и местной власти, а также экономистов и правове­дов о будущности существования и развития данных территорий.

В Приморском крае к районам Крайнего Севера и местностям при­равненным к районам Крайнего Севера относятся районы: Дальнегор­ский, Кавалеровский, Ольгинский, Тернейский; пгт Восток; сёла: Бо­гуславец, Таборово, Вострецово, Незаметное, Глубинное, Дальний Кут, Дерсу, Островное, Измайлиха, Лимонники, Метеоритное, Мельничное, Рощино, Крутой Яр, Тимохов Ключ Красноармейского муниципального района [6].

Данные территории занимают по площади около 1/3 всей террито­рии Приморского края и богаты полезными ископаемыми (медь, железо, сурьма, олово, бор, сера и др.), ряд из которых находится исключитель­но на данных территориях. В тоже время население, проживающее на данных территориях, составляет всего лишь 6% от общей численности жителей Приморского края [8].

На сегодняшний день данные районы находятся в кризисном со­стоянии. Это отражается во всех аспектах жизнедеятельности данных территорий: неблагоприятная ситуация с естественным воспроизвод­ством населения (низкий уровень рождаемости, высокая смертность), высокая дотационность местных бюджетов, суровый климат, уязвимость природы, большая удалённость населённых пунктов от административ­ных центров, слабая транспортная инфраструктура, повышенные затра­ты на производство и жизнеобеспечение населения, эти и многие другие факторы, способствующие низкому уровню качества жизни населения.

Выявленные социально – экономические проблемы развития му­ниципальных образований Приморского края приравненных к районам Крайнего Севера могут быть дифференцированы в контексте реализа­ции основных функций органов местного самоуправления.

Первый блок рассматриваемых проблем – проблемы законодатель­ного регулирования в реализации полномочий органов местного самоу­правления в части регулирования доходной базы местного бюджета, на­логового потенциала муниципалитетов и имущественных отношений.

При распределении доходных источников бюджета недостаточно учитываются характерные только для таких районов расходные обяза­тельства, например, связанные с обеспечением продукцией, особенно топливно-энергетическими ресурсами и продовольствием. Сегодня дан­ная проблема особо остро стоит в Тернейском муниципальном районе. Ввиду большого расстояния между сельскими поселениями района и муниципальным центром, а также в связи отсутствием дорожного по­лотна топливно-энергетические ресурсы и продовольствие доставляются в населённые пункты района при помощи вертолёта МИ-8.

Объём налоговых доходов местных бюджетов может быть увели­чен за счёт реализации мероприятий, предусмотренных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, путём закрепления за бюджетами муниципальных районов и городских округов фиксированной величины отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы нало­гообложения, расширения участия органов местного самоуправления в осуществлении полномочий по администрированию местных налогов.

Острой проблемой является отсутствие у поселений средств на про­ведение межевания земельных участков. В результате от деятельности органов местного самоуправления поселений фактически не зависит увеличение налогооблагаемой базы земельного налога, который полно­стью зачисляется в местные бюджеты.

Значительная часть муниципальных образований севера При­морского края не имеет достаточной доходной базы для экономического развития и не может осуществлять весь закреплённый за ними объём полномочий. В связи с этим целесообразно: во – первых, укрупнение, а в некоторых случаях ликвидация населённых пунктов не имеющих про­изводственной сферы в экономике. Например, в 2011 г. в Красноармей­ском районе Администрация Приморского края решила ликвидировать сельские поселения Молодёжное и Таёжное.

Во – вторых, необходимо законодательно закрепить возможность формирования на малонаселённых территориях местного самоуправ­ления по одноуровневому принципу (сохранив только муниципальные районы), и ввести институт старост, либо предоставить возможность упразднять поселения с численностью жителей менее 500 человек с пе­редачей управления такой территорией администрации муниципально­го района.

Север Приморья должен стать локомотивом экономического роста комплексного развития Приморского края. И для этого необходимо ре­шить ряд социально-значимых и экономически важных проблем таких как: привлечение специалистов в данные районы, создание благоприят­ных условий для видения бизнеса и необходимая государственная под­держка социально не защищённых народностей Севера Приморья.

Второй блок рассматриваемых проблем – социально – экономиче­ские проблемы. Важным условием успешной реализации полномочий органов местного самоуправления в районах Крайнего Севера и прирав­ненных к ним местностях является кадровое обеспечение. Значительное число муниципальных служащих не имеют необходимого уровня подго­товки, а в местных бюджетах нет средств на их обучение. Поэтому долж­на быть создана более эффективная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для местного самоуправления.

В целях повышения уровня жизни населения данных территорий и покупательской способности главами муниципальных районов предла­гается восстановить ч. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации № 4520-1 (О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мест­ностях), предусматривающую возможность выплаты молодёжи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностях, при условии проживания в указанных районах и местностях не менее пяти лет [4].

Из-за удалённости и неразвитости сети коммерческих услуг, низ­ких доходов населения во многих районах Севера ряд услуг населению в таких сферах жизни, как общественное питание, торговля, бытовое обслуживание и так далее, приходится обеспечивать органам местного самоуправления. В связи с этим необходимо на законодательном уровне закрепить налоговые льготы субъектам малого и среднего бизнеса на определённый период (до 2 лет).

Что касается развития данных территорий, то одним из самых успешных инструментов развития депрессивных территорий в миро­вой практике является создание на них Свободных Экономический Зон (в Российской Федерации используется термин Особые Экономические Зоны). На наш взгляд, создание ОЭЗ в отрасли глубокой переработки леса позволит: внедрить инновационные технологии, организовать пол­ный цикл переработки леса и восполнить лесной фонд.

Целесообразным думается создать на базе Сихотэ-Алинского запо­ведника (Тернейский район) туристско – рекреационную ОЭЗ. Данные инструменты позволят привлечь инвестиции, развить инфраструктуру, пополнить бюджеты, что послужит мощным импульсом развития Север­ных территорий.

Что касается разработки, добычи и переработки месторождений по­лезных ископаемых законом «Об особых экономических зонах в РФ» [9]не допускается. Данную отрасль можно развивать в рамках частно- го­сударственного партнёрства в форме концессионного договора при под­держке Инвестиционного фонда РФ.

В качестве важного инструмента привлечения частных инвестиций в северные районы добычи полезных ископаемых можно рассматривать решение об установлении нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых [7].

Ключ к успеху в сфере государственно-частного партнёрства лежит в согласованном формировании целей и разделении рисков по их дости­жению между бизнесом и властью. Партнёрство государства и бизнеса должно заключаться в том, чтобы государство гарантировало бизнесу снижение рисков невозврата вложенных средств, предоставляло при не­обходимости определённые гарантии и преференции, а задача бизнеса искать способы финансирования и эффективно реализовывать социаль­ные проекты для достижения согласованных целей [1].

Особенно остро стоят социальные проблемы коренных малочислен­ных народов Севера. В Приморье проживает более двух тысяч предста­вителей коренных малочисленных народов – удэгейцы, тазы, нанайцы, эвенки. Пять муниципальных образований края определены как места их компактного проживания. Статус национальных имеют сёла Крас­ный Яр Пожарского района, Агзу Тернейского района и Михайловка Ольгинского района.

В советский период патернализм по отношению к коренным мало­численным народам Севера стал государственной политикой. Создава­лись колхозы, а затем совхозы, государство закупало продукцию тради­ционных отраслей хозяйствования по специально завышенным ценам, чтобы люди имели средства на нормальную жизнь и развитие промыс­ла.

После распада СССР государственная политика по поддержке ма­лочисленных коренных народов прекратила своё существование, а на­роды с традиционным национальным укладом жизни оказались не при­способленными к рыночным отношениям [4].

Таким образом, представляется целесообразным во-первых, разра­ботать и внедрить такую систему государственных и муниципальных за­купок продукции производимой коренными малочисленными народами, которая гарантировала бы сбыт товаров по реально рыночным ценам. Данная система закупок используется в ряде субъектов РФ. Например, власти Ямало-Ненецкого автономного округа закупили 4 тысячи тонн оленины по высокой цене и поставили это диетическое мясо в Данию обеспечив тем самым достаточный доход, но, к сожалению, в России та­кие примеры единичны.

Во-вторых, закрепить на государственном уровне места традици­онного проживания данных народов. В-третьих, определить особенности организации местного самоуправления в районах проживания и тради­ционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных наро­дов Севера на основе сочетания общинного самоуправления с местным самоуправлением [5].

Вопрос о важности Северных районов Приморского края без сомне­ния должен являться приоритетным для настоящего и будущего раз­вития сильной России. Государственная политика в отношении Север­ных регионов должна быть продуманной и комплексной. Сложившаяся ситуация на Дальнем Востоке может привести к возрастанию угрозы национальной безопасности, попыткам заселения этих территорий на­селением сопредельных государств. На сегодняшний день численность постоянно проживающего населения на севере Китая составляет более ста миллионов человек, численность же Дальнего Востока составляет около семи миллионов человек.

Поэтому, на наш взгляд, социально-экономическое развитие Се­верных территорий Приморского края возможно только при постановке и решении следующих задач:
• политическая, освоение данных территорий и закрепления на них населения;
• экономическая, для освоения и успешного развития Северных территорий необходимо в рамках экспериментального проекта оставить всю налоговую базу в данных муниципальных образованиях сроком на пять лет и инвестировать их в форме федеральных и региональных це­левых программ;
• управленческая, создание системы экономических и социальных стимулов, которые бы сделали работу на Севере привлекательной и оправданной и в полной мере обеспечивали компенсацию материаль­ных и моральных потерь.

Если сегодня на федеральном уровне власти не будут поставлены вышеуказанные задачи, а вследствие этого и не будут решены, то ни о каком развитии северных территорий Приморья не может быть и речи.

Литература

1. Использование механизмов государственно-частного партнёрства в решении задач комплексной модернизации социальной инфраструктуры в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. М.: Издание Совета Федерации, 2010. С.96.

2. Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. [Электронный ресурс]. URL: http://severcom.ru/. Дата обращения: 4 апреля 2011 г.

3. Курчинский С.Г. Предложение главы Тернейского муниципального района «О проблемах законодательного регулирования и предоставления государственных гарантий и конпенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.severcom.ru/kit/gar/id298.html/. Дата обращения: 7 апреля 2011 г.

4. Матвеев А.С. Как помочь коренным малочисленным народам выжить в рыночных обстоятельствах // Российская Федерация сегодня. – 2010. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.severcom.ru/aboutnorth/item99-1.html/. Дата обращения: 5 апреля 2011 г.

5. О проблемах реализации полномочий органов местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. М.: Издание Совета Федерации, 2010. – С.84.

6. Постановление Совета Министров СССР от 3 Января 1983 Г. № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень Районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к Районам Крайнего Севера», утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 10 Ноября 1967 Г. № 1029 (ред. постановления Правительства РФ от 11.10.92 № 776) // Консультант плюс.

7. Проблемы Севера и Арктики РФ. Научно-информационный бюллетень. Выпуск двенадцатый. М.: Издание Совета Федерации, 2010. – С.102.

8. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по приморскому краю. [Электронный ресурс]. URL: http://www.primstat.ru/default.aspx/. Дата обращения: 5 апреля 2011 г.

9. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009). «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Консультант плюс.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.