Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Региональный аспект российско-китайских отношений

Врадий С. Ю.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Всестороннее сотрудничество России и Китая в ХХ – ХХI в. стало неотъемлемой частью внешней политики двух стран. За последние годы Россией и Китаем были достигнуты определенные успехи в плане акти­визации партнерства.

По итогам недавних переговоров президента РФ Дмитрия Медве­дева и председателя КНР Ху Цзиньтао, состоявшихся в июне 2011 г., было подписано совместное заявление по текущей ситуации в мире и основным международным вопросам, а также ряд документов. В частно­сти, Дмитрий Медведев и Ху Цзиньтао приняли совместное заявление в связи с десятилетием Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудни­честве между РФ и КНР. Был подписан меморандум о сотрудничестве между Внешэкономбанком и государственным банком развития Китая, меморандум о взаимопонимании между ВЭБ и Торгово-промышленным банком Китая. Руководителем российского правительства поставлен ряд задач по расширению сфер торгово-экономического сотрудничества с КНР.

По оценкам российских специалистов, роль и место Приморского края в реализации наметок правительства в значительной степени бу­дет определяться подходом приграничных провинций КНР к развитию торгово-экономического сотрудничества с Россией.

Анализ материалов китайской и российской прессы свидетельству­ют о том, что планы приграничных провинций КНР по развитию двусто­ронней торговли тесно увязаны с ходом реализации принятой в 2003 г. Программы возрождения старых промышленных баз Северо-Восточного Китая [2, с. 3]. При этом Приморскому краю отводятся функции обеспе­чения сбыта продукции китайских предприятий и импорта ими сырья, а также рынка экспорта китайской рабочей силы. Китайские исследовате­ли отмечают, что развитие Северо-Восточного Китая является стратеги­ческой для КНР задачей. Под развитием, как явствует из опубликован­ных материалов, понимается, прежде всего, перевооружение технически отсталых предприятий и изменение форм и методов управления эконо­микой региона.

Как и любой другой приграничный субъект Российской Федерации, Приморский край имеет свои особенности, определяющие его роль и ме­сто в реализации планов местного и центрального правительств КНР.

Развитие торгово-экономических связей Приморского края с раз­личными районами КНР, главным образом северо-восточными про­винциями, проходит в разных формах. Преобладающей из них остается торговля, объем китайских инвестиций в край пока низок и имеет спец­ифическую отраслевую структуру.

Относительно перспектив сотрудничества между Россией и Кита­ем в области энергетики речь идет в первую очередь о возможности по­ставок энергоносителей из России, в частности нефти и газа Сибири в Китай или через его территорию. Между тем для Приморского края пер­спективно и обратное направление движения энергоносителей – тран­зит высококачественного каменного угля Лаоелинского бассейна через морские порты юга Приморского края, прецедент которого уже был соз­дан. Не исключено использование продукции угольного комплекса вос­тока провинции Хэйлунцзян и на российском рынке. При этом поставки могут предполагать не только уголь или кокс, но и продукцию Цзисин­ского завода угольного машиностроения и других многочисленных пред­приятий комплекса. Возможны совместные разработки угольных место­рождений на территории КНР и их использование.

Перспективы сотрудничества в агропромышленном комплексе связаны со схожестью природных условий по обе стороны границы при разности в подборе сельскохозяйственных культур и агротехнике их воз­делывания. Возможно сотрудничество по обмену опытом агротехники и селекции между Уссурийской сельхозакадемией, опытными хозяйства­ми Приморского края с одной стороны, Мишаньским сельскохозяйствен­ным университетом, китайскими аграриями в приграничной полосе – с другой.

Дальнейшее развитие приграничной торговли связано не только с транзитным положением региона, но и с разностью в ресурсной и от­раслевой структуре хозяйствования между северо-востоком КНР и со­предельными районами Дальнего Востока России. С китайской стороны возможна активизация поставок угля, оборудования для горной про­мышленности, потребительских товаров, с российской – морепродуктов, минерального сырья, продукции деревообрабатывающей промышлен­ности.

Определенные перспективы сохраняются в развитии туризма, ис­пользования рекреационных ресурсов края. Они актуальны и пока не в полной мере реализованы.

Однако наибольшие перспективы в экономическом взаимодействии между провинциями северо-востока КНР и Приморским краем, как и по­явление значительных международных проектов, связаны с транспорт­ной составляющей. Ее международная направленность относится, как правило, к Северо–Восточной Азии в целом. Например, проекты кольца Японского моря или соединения различных региональных торговых ко­ридоров предусматривает подписание отдельного межправительствен­ного Соглашения о транзите китайских товаров через Приморский край. Это касается также и деятельности конкретных пограничных переходов [3, с. 11-12].

Аналогичные проблемы и перспективы имеются в сотрудничестве Приморского края с провинцией Цзилинь. Они связаны с деятельностью торгово-промышленной зоны г. Хуньчунь, возможностью транзита гру­зов провинции через порты Зарубино, Посьет и проч.

В этой связи следует обратить внимание также на проявление ин­тереса и усилий народного правительства провинции Цзилинь, способ­ного поддержать не менее значительные проекты, касающиеся Хасан­ского района и всего Приморского региона.

В целом, в силу своего географического положения, экономических перспектив, сложившегося потенциала в международном взаимодей­ствии, интереса со стороны северо-восточных провинций КНР, Примор­ский край среди всех субъектов Федерации в отношении планов разви­тия сотрудничества между РФ и КНР занимает одно из ведущих мест. Это предполагает более пристальное внимание ко всему, что связано с данной проблематикой.

Оценивая перспективы модернизации индустриальной базы на Северо-Востоке КНР и участия в ней российской стороны, следует отме­тить несколько важных моментов.

Помощь, оказанная СССР Китаю в 50-е годы в создании тяжелой промышленности в северо-восточном регионе, была направлена на соз­дание базовых отраслей. Для выполнения этой задачи были привлечены соответствующие министерства и ведомства СССР. Часть предприятий, участвовавших в индустриализации КНР, ныне находятся на терри­тории стран СНГ. Вероятно, придется сотрудничать с ними в осущест­влении конкретных проектов в Китае. Объекты сотрудничества, работа по которым будет выгодна российской стороне, могут быть приняты к конкретному рассмотрению. В провинции Ляонин – это предприятия металлургии, энергетики, машиностроения. В провинции Цзилинь – Чанчуньский автозавод. Заслуживает внимания проработка вопроса о сборке здесь российских автомобилей КАМАЗ, хорошо известных в КНР и на мировом рынке, или других форм производственной кооперации и технического сотрудничества. В провинции Хэйлунцзян СССР в свое время помогал развитию электротехнической промышленности. В на­стоящее время продолжается российско-китайское научно-техническое сотрудничество в данной области. В случае необходимости, оно может быть расширено.

Такое сотрудничество может быть взаимно полезным в части обмена опытом, поиска конкретных научных и технических решений. Возмож­но расширение сфер взаимного сотрудничества. В частности, в вопросах экологии, – это комплексная переработка отходов, очистка сточных вод, газовых выбросов реконструируемых предприятий.

Так как объем предстоящей реконструкции очень большой, то она неизбежно растянется по времени, и ее ежегодные объемы будут не слишком велики. Российская сторона сможет регулировать и корректи­ровать свое участие в процессе модернизации в зависимости от конкрет­ных условий и складывающихся обстоятельств.

Отдельно хотелось бы затронуть вопрос о международном проекте сотрудничества в регионе Туманган, в котором принимают участие как Россия, так и Китай, обратив внимание на некоторые проблемы, связан­ные с перспективами реализации данного проекта.

По мнению экспертов, развитие мировой экономики все более от­четливо приобретает интеграционный характер. Северо-Восточная Азия обладает огромным потенциалом для экономического развития в новом столетии, а освоение зоны «Туманган», в свою очередь, положительно скажется на развитии всего региона.

Идея широкомасштабного проекта создания в Азиатско-Тихо­океанском регионе новой экономической зоны, получившего название «Туманган», возникла в конце 80-х – начале 90-х гг., ее стали рассма­тривать на международном уровне. Проект был поддержан Программой развития ООН.

Инициатором идеи совместного освоения судоходной части реки Туманган считается Китай. При этом основой проектируемой свободной экономической зоны китайцами виделся Хуньчунь и Яньбянь-Корейский автономный округ (ЯКАО). Предполагалось, инвестировав 30 млрд дол­ларов, развить здесь инфраструктуру, создать транспортную сеть, кото­рая бы соединила АТР и Евразию, превратить район во второй Гонконг/Роттердам.

Первоначально основная идея проекта «Туманган» заключалась в том, чтобы создать в устье названной реки, на стыке территорий России, Китая и КНДР зону свободного предпринимательства и торговли, тем самым объединить экономические интересы России, Китая, КНДР, Мон­голии, Южной Кореи и Японии в деле расширения их рынков.

Проект рассматривался как бы в трех уровнях. Первый уровень – экономическая зона реки Туманган, общей площадью примерно 1 тыс кв км, включает китайский город Хуньчунь, северокорейский г. Раджин и русский Посьет на юге Приморского края. Как видно, центр зоны рас­положен почти на стыке трех государств, а круг, очерченный из центра, охватывает названные территории трех стран.

Второй уровень – зона экономического развития Туманган. Ее пло­щадь – около 10 тыс кв км. В пределах Китая в зону входят ЯКАО, вклю­чая города Яньцзи, Лунцзин, Тумэнь и Хуньчунь (2,2 млн чел); в России – Хасан, Краскино, Посьет, Зарубино, Славянка, Владивосток, Находка и порт Восточный (1,2 млн чел); и в КНДР – Чхонджин, Хверен, Намъен, Онсон, Сэбель, Ундок, Раджин, Сонбон и Унсан (1,1 млн чел).

Третий уровень – зона регионального развития Северо-Восточной Азии.Онаохватываетприграничныеадминистративно-территориальные единицы трех государств общей площадью более 370 тыс кв км.

Развитая транспортная инфраструктура, особые правила торговли, налоговые и инвестиционные льготы должны были привлечь капита­ловложения со всего региона. Однако реализации этого проекта воспре­пятствовали многочисленные экономические и политические трудности, обусловленные, в том числе, и некоторыми особенностями региона:

Стратегическая значимость прежде закрытого трансграничного региона, долгое время бывшего зоной перманентной напряженности и конфликтов, соперничества держав вследствие противоречий, недове­рия и культурных различий между странами

Удаленность от правительственного центра управления. Регион долгое время находился вне, либо на одном из последних мест в нацио­нальных планах развития, как следствие – регионализм местных прави­телей и экономическая отсталость

Преобладание государственного сектора в экономике, предпола­гающее приоритеты централизованного планирования

Милитаризация экономики региона

Наличие богатых природных ресурсов

Не реализованный должным образом транспортный узел в систе­ме глобальной торговли, недостаточное развитие автомобильных и же­лезных дорог, портового хозяйства

III пленум ЦК КПК 1978 г. инициировал курс на модернизацию страны. При этом китайские руководители исходили из того, что при ограниченных финансовых и материальных ресурсах невозможна мо­дернизация сразу всей экономики. Поэтому приступили к экономическо­му развитию наиболее перспективных регионов, вкладывая имеющие­ся средства в быстро окупаемые проекты. В 80-е годы китайские власти приступили к реализации программы экономического развития южных районов Китая, где локомотивами стали первые СЭЗ, развивавшиеся при участии иностранного капитала.

Неравномерность планов экономического развития болезненно воспринималась регионами, в частности в Северо-Восточном Китае. При наличии производственной базы, создававшейся с участием Японии и Советского Союза, к концу ХХ столетия здесь обнаружилось существен­ное отставание в развитии по сравнению с южным, центральным и вос­точным Китаем. Сформировалось своего рода понятие об «отстающем Северо-Востоке» страны.

В конце 80-х – начале 90-х годов (практически одновременно с по­явлением программы «Туманган») китайские власти объявили о намере­нии экономического развития Северо-Восточного Китая, где также при участии иностранного капитала предполагалось создать зоны технико­экономического освоения, привлечь специалистов, направить поток го­сударственных инвестиций.

Необходимость создания оптимальных условий для дальнейше­го продвижения реформ, проведения политики расширения внешних связей определила направления деятельности руководства провинции Цзилинь, граничащей с дальневосточным регионом России. Одним из них стало создание специальных экономических зон и зон технико­экономического освоения. Одной из зон, которой было придано общего­сударственное значение, стала экономическая зона Туманган.

В 1992 г. правительство Китая официально включило зону Туман­ган в долгосрочный план экономического развития КНР до 2010 г. В нем Тумангану, в отличие от других экономических зон Китая, был предо­ставлен статус наибольшего благоприятствования. В январе 2000 г. Го­сплан КНР утвердил «План развития зоны Туманган», в котором было обосновано развитие региона. В апреле того же года Госсовет КНР вынес постановление об открытии Хуньчуньской зоны переработки экспорт­ной продукции (г. Хунчунь, пров. Цзилинь). Для ускорения развития, а также с целью привлечения инвестиций, на нее были распростране­ны методы управления, действующие в свободных экономических зо­нах. В феврале 2001 г. китайские власти приняли решение об открытии российско-китайского рынка приграничной торговли как составной ча­сти Хуньчуньской экономической зоны.

Постановлением Госсовета КНР Яньбянь-Корейскому автономно­му округу был предоставлен режим наибольшего благоприятствования, аналогичный условиям освоения западных регионов Китая. Таким об­разом, с китайской стороны были созданы приоритетные условия для развития экономической зоны Туманган. На территории зоны действует международный аэропорт, находящийся в 70 км от г. Хуньчунь, имеются десятки современных отелей со всеми необходимыми средствами комму­никации, в том числе спутниковой связью, построена железная дорога, соединяющая г. Хуньчунь с приморским портом Зарубино.

Завершено строительство железной дороги Хуньчунь-Махалино. Построены российско-китайский Хуньчуньский и китайско-северо­корейский Цюаньхэский автодорожные погранпереходы, пропускная способность каждого составляет 600 тыс. тонн грузов и 600 тыс. человек в год [3, c. 14].

Правительство России постановлением от 17 июля 1995 г. № 732 «Об участии Российской Федерации в реализации проекта Программы развития ООН «Программа развития бассейна реки Туманная», а также постановлением № 1245-р от 25.08.2008 г. признало значение этой про­граммы для «расширения экономического сотрудничества Российской Федерации со странами АТР и ускорения социально-экономического развития Приморcкого края».

Соотнося эту задачу со стратегией Программы TRADP, выработан­ной UNDP, можно выделить основные направления и факторы, способ­ствующие оптимальному сочетанию интересов международного сообще­ства с интересами России и интересами развития Приморского края.

Если для России в целом одной из основных целей международного сотрудничества со странами АТР является повышение своего авторитета в регионе, пополнение финансовых ресурсов, то для Приморского края участие в международном сотрудничестве в рамках Программы TRADP является важнейшим фактором, компенсирующим отрицательные по­следствия удаленности края от основных экономически развитых регио­нов страны, дающим возможность создания дополнительных рабочих мест и загрузки конверсируемых предприятий военно-промышленного комплекса, обеспечение потребительского рынка товарами, не произво­димыми на Дальнем Востоке, включая продукты питания.

Позиция федеральных органов России, выраженная в свое время представителями МВЭС РФ, обозначалась как «в меру активная». Осто­рожные действия российской стороны определялись ее стремлением не допустить каких бы то ни было соглашений и обязательств в рамках про­граммы Туманган, которые бы повлекли нарушение территориальной целостности, малейшую утрату суверенитета и контроля за процессами на российской территории, негативное влияние на экологическую об­становку на российской территории [1, с. 65]. Опасение экономической, этнической и иной экспансии со стороны стран-участниц в отношении России в совокупности с вышеизложенными факторами, определили отрицательное отношение российской стороны к идее создания интер­национального города, стали причиной блокирования деятельности международной Корпорации по реализации TRADP, хотя эти действия и не согласовывались с принципами международного экономического сотрудничества и международными договорами, к которым присоедини­лась Россия.

Роль и значение Приморского края в развитии зоны достаточно ве­лики по следующим основным причинам:

близость японскому, корейским и китайскому рынкам;

наличие железных дорог и незамерзающих портов;

выход транспортной инфраструктуры на транссибирскую маги­страль, что делает Приморье воротами в Сибирь и западную часть Рос­сии;

наличие разносторонних экономических связей с городами и про­винциями Японии, США, Кореи и Китая;

высокий образовательный уровень населения и специальной под­готовки рабочих и инженерно-технического персонала;

высокий потенциал рыбодобывающей и рыбообрабатывающей индустрии;

большие запасы деловой древесины (хотя и со слабо развитой де­ревообрабатывающей промышленностью);

существенные запасы уникального растительного и животного сырья для фармацевтической промышленности (около тысячи видов растений и несколько десятков видов животных могут найти примене­ние как в европейской, так и в восточной медицине);

значительные запасы полезных ископаемых (их свыше 200 ви­дов, включая олово, вольфрам, цинк, бор, висмут, фторсодержащее ми­неральное сырье, а также бурый уголь, граниты, мрамор и другие строи­тельные минералы);

высокий рекреационно-туристический потенциал (наличие пер­воклассных пляжей, естественных лечебных грязей, природных мало­нарушенных территорий).

К сожалению, в силу ряда причин единого проекта или концепции участия российской стороны в программе Туманган пока не выработано, не созданы организационные структуры по воплощению этой Програм­мы (хотя российские представители принимают участие в заседаниях межправительственных органов стран-участниц, созданных в рамках этой Программы). Как следствие нет единой стратегии и тактики пове­дения федеральных и региональных органов власти по вопросам сотруд­ничества в регионе.

Приморский край, являясь самым заинтересованным регионом России в Программе развития бассейна реки Туманная, выступил ини­циатором разработки концепции участия России и, в частности, При­морского края, в указанной программе международного сотрудничества. При этом основными приоритетами экономического развития юга При­морья могут быть нижеследующие:

Опережающее комплексное развитие транспортной инфраструк­туры края, позволяющей обеспечить нарастающие потоки грузов и пас­сажиров в рамках экономического, культурного и политического сотруд­ничества стран Северо-Восточной Азии.

Развитие топливно-энергетического комплекса, как важной от­расли, обеспечивающей функционирование всего хозяйственного ком­плекса и социальной инфраструктуры края и зоны TREDA.

Конверсия оборонных предприятий с развитием гражданских производств для судостроения, судоремонта, приборостроения, потреби­тельских товаров и сложной бытовой техники.

Использование высокого потенциала академической, приклад­ной и вузовской науки Владивостока для создания наукоемкой высоко­технологичной продукции на базе конверсируемых и вновь создаваемых предприятий, в том числе с участием иностранных партнеров.

Дальнейшее развитие рыбопромышленного комплекса на базе использования новых технологий для производства высококачественной экспортной продукции.

Развитие индустрии иностранного туризма на базе использова­ния природно-рекреационных комплексов края и Дальнего Востока.

Создание современной инфраструктуры (бизнес-центров, выста­вочных залов, гостиничных комплексов, и т.п.) для международного экономического, культурного и политического сотрудничества России на Дальнем Востоке.

Развитие и модернизация систем телекоммуникационных свя­зей.

Подготовка и переподготовка специалистов в области менеджмен­та, бизнеса и обслуживания с учетом современного передового опыта ми­ровой науки и практики.

Либерализация и гармонизация налогового, таможенного и им­миграционного правового регулирования деятельности иностранных инвесторов и компаний на территории края и его отдельных зон с целью создания здесь благоприятного инвестиционного климата для развития взаимовыгодного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Жесткие экологические ограничения на производственную дея­тельность и урбанизацию Хасанского района, особенно в низовьях реки Туманная и в районах заповедников и заказников, согласованность развития смежных районов КНР, КНДР и России в процессе их сотруд­ничества. Специализация юга Хасанского района только на транзитно­транспортных функциях и рекреации населения без сколько-нибудь существенного развития промышленности. Допустимость создания эко­логически лояльных производств в районе бухты Троица с возможностью создания здесь небольшой СЭЗ, промпарков и технопарков.

Основной целью КНР в планах реализации программы Туманган и возрождения старых промышленных баз Северо-Восточного Китая ста­новится привлечение иностранных инвестиций для ускоренного эконо­мического развития региона. Стратегически Северо-Восточный Китай, в том числе и провинция Цзилинь, рассматривается как зона переработки сырьевых запасов России.

Понимая, что без его участия проект неосуществим, Китай пред­лагает Японии и Южной Корее инвестиционные проекты, «затягивая» их капитал.

Китай все более усиливается политически, экономически и в во­енном плане. Страна стремится к развитию транспортной инфраструк­туры, прилегающей к югу ДВ России, оказывая огромное давление на Российский ДВ своим чудовищным перевесом в населении.

Немаловажное значение приобретает вопрос – кто станет хозяином будущей транспортной артерии. Что важнее – быть владельцем инвести­ций или хозяином территории?

За последние годы позиция Китая изменилась от идеи «собствен­ного» выхода к морю к созданию «двухоконного» выхода экспортно­импортных грузопотоков Китая в Японское море через порты КНДР Раджин, Сонбон и Чхонджин и российские порты Посьет, Зарубино, Владивосток и Находка. Конкурентная борьба за возможность получать и перерабатывать китайские грузы обостряется, при этом Китай приоб­ретает возможность выбора.

Ныне действующая т.н. Расширенная Туманганская Инициатива – РТИ (Greater Tumen Initiative – GTI) является механизмом межпра­вительственного сотрудничества в СВА, действующим при поддержке Программы развития ООН (ПРООН), с участием четырех стран: КНР, Республики Корея, Монголии и России (в 2009 г. из состава участников вышла КНДР). РТИ была учреждена в 2005 г. путем преобразования Программы развития зоны р. Туманная (Tumen River Area Development Programme – TRADP), финансировавшейся ПРООН с 1991 по 2005 гг.

В качестве ключевых секторов для развития многостороннего со­трудничества под эгидой РТИ утверждены транспорт, энергетика, ин­вестиции, туризм и окружающая среда. Географический мандат РТИ охватывает три северо-восточные провинции (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин) и Внутреннюю Монголию КНР, три восточных аймака Монго­лии (Дорнод, Хентии и Сухбаатар), восточные порты Республики Корея и Приморский край РФ.

Российско-китайское региональное сотрудничество набирает темпы развития, проявляющееся в увеличении объема оборотов торговли, рас­ширении сферы сотрудничества, увеличении количества его участников. Граница между Россией и Китаем должна стать рубежом мира, дружбы и сотрудничества. Будем надеяться, что как Приморский край РФ, так и провинции СВК КНР, являясь добрыми соседями, хорошими друзьями и надежными деловыми партнерами, приложат максимум усилий для реализации планов по расширению взаимовыгодного сотрудничества.

Литература

1. Верхотуров Д.Н. Туманганский проект: нынешнее состояние и перспективы // Россия и Корея: проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова. Доклады, представленные на научной конференции корееведов. Москва, 29 ноября 2007 г. / РАН, Институт Дальнего Востока. М.: «Русская панорама», 2008. 160 с. С.64-70.

2.У Хао, Янь Тао Чан-Цзи-Ту сяньдаоцю: таньсо яньбянь дицю кайфа кайфан ды синь моши = Пилотная зона Чан(чунь)-Цзи(линь)-Ту(мэнь): изучение новой модели развития и открытости приграничных районов // Дунбэйя луньтань = Форум СВА. 2010, март. Т. 19, № 2. С. 3-10.

3.Ю Сяо Чан-Цзи-Ту кайфа кайфан сяньдаоцю юй гоцзи да тундао цзяньшэ яньцзю = Пилотная зона Чан(чунь)-Цзи(линь)-Ту(мэнь) и анализ создания международной транзитной артерии // Дунбэйя луньтань = Форум СВА. 2010, март. Т. 19, № 2. С. 11-17.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.