Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
Пилотная зона Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь: новая модель открытости и освоения приграничных регионов

У Хао, Янь Тао

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Постепенное расширение освоение приграничных городов Китая и расширение всесторонней открытости прилегающих районов страны происходило в течение более чем тридцатилетнего периода реформ, осо­бенно с 90-х годов XX века. Если сравнивать уровни освоения внутрикон­тинентальных приграничных регионов и прибрежных юго-восточных провинций с проведением предварительного сопоставления уровня жизни всех слоёв общества, то между этими регионами ещё существует значительная разница. Последовательное изучение подходящей новой модели расширения открытости приграничных регионов, стимулирую­щей быстрое развитие этих территорий, по-прежнему является одной из самых трудных задач, стоящих перед экономическим строительством в Китае. Недавно Госсовет КНР опубликовал «Программный перспек­тивный план развития сотрудничества в регионе Тумэньцзян – Пилот­ная зона Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь». Этот план был разработан с целью повышения роли региона Тумэньцзян в национальной стратегии, поскольку Китай активно участвует в региональном сотрудничестве в Северо-Восточной Азии, последовательно инициирует новые действия для возрождения старой промышленной базы Северо-Востока страны, и одновременно апробирует и изучает модель расширения открытости прилегающих территорий. В основном тексте документа намечено созда­ние пилотной зоны Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь (ЧанЦзиТу) как вопло­щение инновационной модели расширения открытости. Ниже приведён анализ нескольких первых пунктов этого «Плана».

1. Модель открытости: от открытости ключевых приграничных го­родов к открытости, связывающей прилегающие и внутренние террито­рии.

После окончания холодной войны проблема обеспечения безопас­ности границ для КНР отошла на второй план. Стало очевидно стре­мительное возникновение внутренних и внешних условий для быстрого освоения и открытости приграничных регионов. Исходя из этих обсто­ятельств, в начале 90-х годов XX века Госсовет КНР объявил города Хэйхэ, Суйфэньхэ пров. Хэйлунцзян, город Хунчунь пров. Цзилинь, го­рода Маньчжоули, Эрэн-хото во Внутренней Монголии, города Инин, Болэ и Тачэн в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, города Пин­сян и Дунсин в Гуанси, города Хэкоу и Жуйлин в пров. Юннань, город Даньдун в пров. Ляонин (всего 14 приграничных городов) открытыми, предоставив им право вести внешнюю торговлю на уровне провинции и разрешив самостоятельно определять участки для создания районов приграничного экономического сотрудничества. В районах пригранич­ного сотрудничества планировалось и осуществлялось строительство и разворачивалась хозяйственная деятельность, проводилась многопла­новая поддерживающая политика, включающая предоставление ссуд, налоговые преференции и возвращение финансовых квот. Кроме того, постепенно сформировалась приграничная модель открытости (при­граничный пояс открытости) с ключевыми приграничными городами и сформированными вокруг них районами приграничного экономическо­го сотрудничества. По прошествии 20 лет эволюции ключевая модель освоения и открытости путём развития узловых приграничных городов достигла определённого прогресса, к тому же эта модель сыграла важ­ную роль в сохранении социальной стабильности в приграничных ре­гионах. Если говорить конкретно, то показательны три момента. 1. В приграничных городах идёт ускоренное масштабное строительство, и это зримо меняет их облик в лучшую сторону. До принятия стратегии приграничного сотрудничества абсолютному большинству городов не хватало инвестиций в строительной сфере и поэтому их инфраструктура и облик были в крайне изношенном состоянии. С началом реализации стратегии открытости поток инвестиций в капитальное строительство непрерывно возрастает. Например, в период 1992 – 2006 гг. сумма по­стоянных вложений в капитальное строительства города Хуньчуня до­стигла 1 млрд. 290 млн. долл., коренным изменениям подверглись си­стемы коммуникаций, водоснабжения и энергетики, и с этого момента началось превращение отсталого городка в современный приграничный город [1, с..172-189]. 2. Приграничная торговля играет важную роль в ускоренном развитии торгово-экономической деятельности, так как торгово-экономические связи с соседними государствами становятся всё более тесными. Торговая деятельность приграничных регионов занима­ет особое место во внешней торговле Китая, разница в удельном весе такой торговли среди трёх провинций страны – Синьцзян, Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян, – достигла 70, 40 и 30%, и большая часть торго­вых операций осуществлялась в ключевых приграничных городах. На­пример, в 2008 г. экспорт г. Суйфэньхэ составил 350 млн. 400 тыс. долл., оборот приграничной торговли составил 210 млн. 300 тыс. долл, разница в суммарном обороте между провинцией Хэйлунцзян и Россией и в при­граничной торговле в целом составили 32 и 64,4% [2]. 3. Экономическое развитие приграничных территорий является важным условием сохра­нения социальной стабильности этих территорий. Из 14 городов, объяв­ленных в 90-е гг. XX века открытыми, 11 является районами совместно­го проживания национальных меньшинств. В течение долгого времени, принимая условия природной среды, базу экономического развития, экологическую обстановку в соседних странах, экономика регионов про­живания национальных меньшинств сознательно консервировалась, а уровень жизни населения был очень низким. С принятием стратегии приграничной открытости, многие приграничные города оказались за­интересованы в ускоренном развитии близлежащих (окрестных) терри­торий. В свою очередь, ускоренное социально-экономическое развитие способствовало сплочению национальных меньшинств в этих районах и сохранению социальной стабильности.

В целом можно отметить, что ключевые приграничные города ста­ли ядром модели освоения и открытости, они играют важную роль в росте благосостояния населения, сохранении стабильности и укреплении до­брососедских отношений с соседними странами. Несомненно, что ограни­чения этой модели открытости в ближайшее время станут очевидными. Самыми важными пунктами ограниченности являются три показателя: 1. Как правило, приграничные города небольшие и им очень трудно эф­фективно аккумулировать ресурсы для экономического развития с целью превращения в сильный региональный экономический центр. Конечной целью создания приграничных городов и районов приграничного эко­номического сотрудничества является предельный рост экономического потенциала близлежащих территорий, но реальная ситуация показы­вает, что маленьким и средним приграничным городам очень трудно за короткое время накопить экономические ресурсы и привлечь рабочие руки (мигрантов), поэтому потенциал социально-экономического раз­вития этих районов ограничен. 2. Производственная база этих террито­рий очень слабая и очевиден недостаток потенциала для переноса про­изводства. Несмотря на то, что каждый приграничный город и район сотрудничества ускоренно развивают производство и экспортируют всё необходимое для его развития, считать их ключевыми пунктами модели открытости нельзя. Они создают экспортные районы переработки (тол­линговая торговля 1) с налоговыми преференциями и с привлечением торгового капитала, но в целом очевидно, что результаты реализации каждого пункта этой стратегии не ясны; имеет значение, что большая часть земельных участков в приграничных районах сотрудничества приобретается и долгое время не используется, а некоторые районы ещё выступают против индустриализации [3]. 3. Некоторые приграничные города и районы приграничного сотрудничества из-за недостаточной поддержки внутри государства и из-за трудностей с эффективным про­движением сотрудничества с соседними странами оказываются в состоя­нии «экономики изолированного острова». В этом отношении нагляден пример города Хуньчунь и прилегающего к нему района экономическо­го сотрудничества. Несмотря на то, что Хуньчунь пользуется преферен­циями в рамках трёх программ – стратегии открытости приграничных городов, программы освоения и открытости западных регионов Китая и проекта развития районов проживания национальных меньшинств, его экономические связи с территориями центрального Китая, такими как Чанчунь, Цзилинь и Яньцзи, очень слабые и отношения с соседними государствами тоже не столь оживлённые, а так как издержки межгосу­дарственных торговых операций сравнительно высокие, то в результате промышленное развитие этого региона сталкивается с большими труд­ностями [4].

Принимая во внимание вышеуказанные факторы ограничения развития и учитывая, что ключевые приграничные города и районы экономического сотрудничества играют главную роль в модели освоения окрестных регионов, нужно эффективно преодолевать трудности в освое­нии этих территорий. В сложившихся обстоятельствах многие регионы ищут новую модель освоения и открытости. Например, г. Маньчжоули предложил новый путь освоения и открытости – «экспериментальная зона приграничной открытости» [5]. Город Муданьцзян тоже выдвинул предложении о разработке пилотной зоны приграничной открытости с целью расширения освоения Муданьцзяна и окрестных территорий по­средством создания пояса открытости вдоль шоссе 301. Суйфэньхэ и Ду­нин – два города, обеспеченные сильной поддержкой, вместе занимают­ся развитием открытости приграничных и внутренних районов [2].

Создание национальной пилотной зоны освоения и открытости Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь (ЧанЦзиТу) в большой степени зависит от решения многих проблем, с которыми сталкиваются эти районы и от не­обходимости реализации инновационного развития приграничных ре­гионов. В соответствии с базовым курсом, выдвинутым в плане развития пилотной зоны Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь, постепенное социально­экономическое развитие двух крупных городов – Чанчуня и Цзилиня и повышение их внешнего потенциала может сформировать сильную внутреннюю поддержку развитию региона Тумэньцзян, и впоследствии эффективно стимулировать освоение и открытость соседних территорий. В свою очередь расширение открытости региона Тумэньцзян, в особен­ности успешное продвижение создания международных магистралей также может повысить статус экономического региона Цзилинь – Чан­чунь на Северо-Востоке Китая и в Северо-Восточной Азии, что в свою очередь, будет способствовать развитию городов Чанчуня и Цзилиня. В реализации совместного освоения экономического района Чанчунь – Цзилинь и региона Тумэньцзян самым важным является интеграция Чанчуня, Цзилиня и региона Тумэньцзян, чтобы они выступали в ка­честве единого района международного экономического сотрудничества. Это может привести к снятию ограничений в развитии сотрудничества в освоении региона Тумэньцзян, включая автономный округ Яньбянь и город Хуньчунь, и от комплексного развития региона к ускоренному освоению окрестных территорий.

Создание пилотной зоны открытости Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь может не только решить проблемы развития экономических кластеров провинции Чанчунь и проблемы развития связанных с ними близлежа­щих территорий, но и будет способствовать ускорению освоения внутрен­них районов приграничных провинций и содействовать изучению нако­пленного опыта существования новой модели.

2. Содержание открытости: от экономики пропускных погранич­ных пунктов к комплексному развитию производства и оптимизации его пространственного размещения.

Говоря об экономике пунктов въезда в страну, нужно отметить, что приграничные пункты въезда в особых районах обладают преимуще­ствами в ведении экономической деятельности. Если говорить конкрет­нее, то среди приграничных регионов пункты въезда в страну занимают важнейшее место в каждом из перечисленных ниже видов деятельности: приграничная торговля, трансграничный туризм, экспертиза товаров, перемещение товаров через границу для участия в выставках, перевозка грузов и людей, банковские переводы, гостиничный сервис, индустрия питания и др. Начиная с 90-х годов XX века от экономического роста приграничных районов, в особенности приграничных городов, и особен­но от развития приграничной торговли большую часть прибыли получи­ли пункты въезда в страну. Например, г. Суйфэньхэ в пров. Хэйлунцзян и г. Маньчжоули в автономном районе Внутренняя Монголия являются примерами этой модели расцвета приграничной торговли.

Этот компонент будет долго оставаться главным содержанием освоения и открытости приграничных регионов и особенно пригранич­ных городов. Но стоит обратить внимание, что, опираясь только на раз­витие экономики пунктов въезда, невозможно достичь эффективного и всестороннего развития окрестных территорий. Необходимо выяснить причину такого явления характерного для приграничной торговли со­временного Китая как «южный товар – северный сбыт», т. е. пригранич­ные города экспортируют товары, большая часть которых привезена из юго-восточных приморских провинций, а не произведена на местных предприятиях, и особенно эта ситуация характерна для пунктов въезда в страну. Согласно данным статистики, доля местной продукции в экс­порте пров. Хэйлунцзян не достигает и 1/3, а 2/3 экспорта – это продук­ция других регионов, особенно высока доля юго-восточных приморских провинций [5]. В экспорте Синьцзяна доля внешней продукции тоже высока, эта ситуация подробно описана в детальном докладе, посвящён­ном развитию Жуйлиня. В этом докладе подробна описана типичная си­туация с «Приграничным отелем», который в 1991 г. начал принимать гостей и делать закупки товаров для стран СНГ. С развитием пригра­ничной торговли этот отель стал комплексным предприятием внешней торговли и услуг – сейчас он представляет собой отель, торговый центр и склад и стимулирует развитие индустрии питания и развлечений. Основным видом хозяйствования этого отеля в городе-пункте въезда в страну стал экспорт одежды, шапок и обуви, причём 95% товаров про­изведена во внутренних районах, что является специфической чертой производства в Синьцзяне – автономном районе проживания нацио­нальных меньшинств [6]. Очевидно, что хотя экономика пунктов въезда в страну играет важную стимулирующую роль в росте экономики окрест­ных районов, особенно в развитии сферы услуг, но их эффективность в развитии современного производства не ясна.

Таким образом, в ближайшее время будет всё отчётливее прояв­ляться ограниченность пространственного фактора в развитии пригра­ничной торговли. Главные ограничения проявляются в трёх нижеследу­ющих аспектах. 1. Вслед за постоянным снижением ставок таможенных пошлин постепенно произойдёт уменьшение налоговых преференций, которыми пользовалась приграничная торговля, а главным изменением станет нарастающая тенденция делать заказы на закупку экспортных товаров на месте их производства. Эта проблема постепенно проявится для юго-западных приграничных регионов. Вслед за созданием торго­вой зоны между КНР и АСЕАН и взаимной ликвидацией таможенных барьеров и отменой таможенных пошлин, уменьшаются, а скоро и со­всем исчезнут, налоговые преференции при ведении внешней торговли. 2. Относительное снижение темпов экономического роста в соседних го­сударствах и приграничных регионах, сравнительной небольшой мас­штаб предприятий, занимающихся этой деятельностью, возможное сни­жение платёжеспособности, примитивная инфраструктура пограничных пунктов въезда в страну и их низкая пропускная способность – все эти факторы непосредственно ограничивают развитие приграничной тор­говли. Например, российские предприятия при экспорте своих товаров в Китай требуют заранее выплачивать их полную стоимость, но при им­порте из Китая производят платежи только после получения товара. С одной стороны, это увеличивает себестоимость производства для китай­ских предприятий (в стоимость включаются издержки), с другой сторо­ны – возникают конфликты по поводу задолженности и это увеличивает риски китайских предприятий. 3. У средних и мелких предприятий и индивидуальных хозяйств, ведущих внешнеэкономическую деятель­ность, масштаб деятельности сравнительно небольшой, уровень каче­ства товаров невысокий и низкий потенциал адаптации к изменениям, происходящих на рынках соседних стран. Проблема низкого потенциа­ла предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, проявляется именно после неблагоприятного сценария развития собы­тий в экономике соседних стран.

Исходя из вышеописанных факторов и, несмотря на то что экономи­ка пунктов въезда в страну выполняет функции первопроходца в разви­тии открытости близлежащих районов, её роль в дальнейшем развитии экономики приграничных районов имеет чёткие ограничения. Поэтому для будущего курса освоения и открытости приграничных территорий следует не только продолжать стимулировать и поддерживать развитие экономики пунктов въезда в страну, но и следует как можно быстрее связать освоение и пространственные преимущества размещения произ­водства. В этом случае государство вместе с региональными администра­циями изучает новую модель и новый способ производственной откры­тости. Например, в апреле 2009 г. Госсовет обнародовал план создания в Суйфэньхэ комплексной беспошлинной зоны. Эта зона в Суйфэньхэ является шестой подобной зоной в Китае и первой и пока единствен­ной приграничной внутриконтинентальной комплексной беспошлин­ной зоной. Такие зоны в Китае – это самый высокий уровень внешней открытости, с самой быстрой операционной системой и самой масштаб­ной политикой предоставления преференций. Строит комплексную зону Суйфэньхэ самостоятельно, но город надеется заручиться особой поли­тической поддержкой, повысить уровень открытости всего региона Суй­фэньхэ и продвинуть комплексное освоение и развитие производства в своём регионе. Всё это делается чтобы, развивая экспортно-импортную торговлю и беспошлинную обработку товаров, организовывая промыш­ленные выставки, вывести экономический рост этого приграничного ре­гиона на качественно новый уровень. В г. Муданьцзян тоже избрали но­вый подход к интеграции источников городских финансов, оптимизации производственной структуры и ускорению развития производственного комплекса, были выдвинуты пять предложений – создать базу обраба­тывающей промышленности, базу для экспортно-импортной обработки товаров с Россией, базу по аккумулированию российско-северокорейско­китайских трансграничных инвестиций, базу зимнего и загородного от­дыха и базу экологичного сельского хозяйства. Задачами создания пяти баз являются полное использование преимуществ географического по­ложения региона, ускорение комплексного освоения и промышленного развития и всестороннее развитие экономики и одновременно заклады­вание фундамента для перехода экономики пункта въезда в страну на новый уровень [2].

Результаты создания комплексных беспошлинных зон в пригра­ничных городах-пунктах въезда в страну мотивируют одних следовать их примеру открытости производства, а других – продолжать изучать эту модель. Раньше приграничные регионы демонстрировали несколько позитивных примеров стимулирования промышленного освоения регио­на, но в настоящее время, исходя из ситуации слабости их собственной промышленной базы и недостатка поддержки, перспективы промыш­ленного освоения приграничных регионов нельзя назвать оптимистич­ными. В 90-х годах XX века приграничная торговля между Синьцзяном и странами СНГ развивалась очень быстро, но, хотя несколько предпри­ятий и индивидуальных предпринимателей инвестировали средства в расширение производства, большая часть инвестиций не дала ожидае­мого результата, а остальные вообще не дали никакого эффекта. Иссле­дуя причины и опираясь на конкретные случаи, в детальном докладе о Жуйлине эта ситуация описана очень показательно. Несмотря на то, что в приграничных районах есть источники сырья для производства одежды и обуви и единичных деталей, в провинциях Цзянсу и Чжэцзян сформированы производственные цепочки, основанные на разделении труда и это приводит к тому, что при производстве товаров есть возмож­ность выбора источников сырья и гибкой системы ценообразования. В итоге это приводит к тому, что здесь достигаются самые благоприятные условия производства, притом, что стоимость товара вместе с затратами на его перевозку ниже, чем стоимость тех товаров, которые произведены в Синьцзяне [6].

Принимая во внимание вышеизложенную ситуацию, пригранич­ным регионам необходимо в полной мере учесть опыт рационального пространственного размещения производства в тех регионах. В плане создания пилотной зоны Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь обращено внима­ние на эту проблему и это выражено в регламенте оптимизации разме­щения производства. 1. Исходя из выгодного расположения г. Хуньчунь, отдавая приоритет и определяя его роль как «окно внешней открытости», здесь следует развивать обработку экспортных товаров, инвестицион­ную открытость, производственный сервис, логистику, трансграничный туризм и т. д., то есть всего того, что соответствует развитию производ­ственных преимуществ Хуньчуня. 2. Исходя из выгодного расположения автономного округа Яньбянь, акцентируя его роль как «проводника» (связующего звена) и учитывая потенциал земельных ресурсов Чанчуня и Цзилиня, здесь следует развивать обрабатывающую промышленность, высокотехнологичное производство, логистику и туризм. Это в полной мере учитывает особое расположение района Яньлуньту, сохранение людских ресурсов, потенциал научно-технического освоения и развитие производства. 3. Исходя из выгодного расположения экономического района Чанчунь – Цзилинь и учитывая непосредственную роль вну­тренних районов в создании пилотной зоны, здесь необходимо создание зоны комплексного промышленного освоения и главного пункта эконо­мической конструкции региона, в котором должны развиваться автомо­билестроение, нефтехимическая промышленность, пищевая и лёгкая промышленность, производство фотоэлементов, металлургия, производ­ство оборудования и т. д. Все эти отрасли промышленности можно раз­местить в двух городах – Чанчуне и Цзилине, это повысит уровень про­изводственной структуры и активизирует процессы развития Яньбяня и Чаньчуня, постепенно вовлекая в процесс развития и перемещения производства города, связанные с Яньбяньским автономным округом. Впоследствии сформируется модель размещения производства, в кото­рой сотрудничество двух городов Чаньчуня и Цзилиня будет основано на разделении труда, и это в конечном итоге даст новый импульс освоению близлежащих территорий.

Новое всестороннее исследование комплексного промышленно­го освоения и оптимизации размещения производства в пилотной зоне ЧанЦзилиньТу можно использовать не только для развития экономики этих регионов, но можно учесть этот опыт и не повторить ошибок, кото­рые происходили при создании зон комплексного промышленного освое­ния в других приграничных регионах.

3. Региональное сотрудничество: от участия и продвижения между­народного сотрудничества к созданию единой стратегии сотрудничества внутри государства и между странами.

С принятием стратегии развития приграничных регионов, госу­дарство само активно участвовало и продвигало региональный аспект сотрудничества с соседними странами, прямо обозначая приграничные регионы как центры внешней открытости. Например, пров. Юннань, надеялась напрямую установить сотрудничество с компаниями города Ланьцаньцзяна с целью повышения открытости приграничных городов провинции; в провинции Хэйлунцзян города Хэйхэ, Суйфунхэ и Дуннин имеют прямые связи с российскими регионами и играют роль центров регионального сотрудничества. Регион Тумэньцзян тоже занимает важ­ное место в развитии регионального сотрудничества между государства­ми, особенно активно продвигая сотрудничество с соседними регионами России и КНДР, сотрудничество в создании большой трансграничной магистрали между Китаем и Монголией и строительстве трансгранич­ной торгово-экономической зоны. Напрямую развивают и активно сти­мулируют межгосударственное сотрудничество Яньбяньский автоном­ный округ и город Хуньчунь в провинции Цзилинь.

При признании высокой степени важности продвижения регио­нального сотрудничества с соседними странами, возникают очевидные контрасты, например приграничные регионы, развивая внешнюю откры­тость, мало обращают внимания на региональное сотрудничество внутри государства. Это демонстрируют три основных показателя. 1. Вышепри­ведённый анализ показывает, что в модели открытости приграничных городов и районов приграничного экономического сотрудничества от­сутствует кооперация между приграничными и внутренними террито­риями в разделении труда, а в продвижении расширения открытости приграничных регионов отсутствует аспект комплексного регионально­го развития. 2. При развитии многопланового регионального междуна­родного сотрудничества возникает конкуренция между приграничными регионами соседних стран, между приграничными городами, которые не являются партнёрами, и даже между регионами-партнёрами, раз­вивающими всестороннее сотрудничество – существует проблема взаим­ной острой конкуренции. Например, провинции Хэйлунцзян и Цзилинь развивают трансграничное экономическое сотрудничество с Россией, регион Тумэньцзян является важным посредником в создании между­народной магистрали, и поэтому провинции Хэйлунцзян и Цзилинь должны координировать свои действия и вместе двигаться вперёд. На самом деле, между этими двумя провинциями, также как и между горо­дами Суйфэньхэ и Хуньчунь очень мало общего для совместного участия в обсуждении регионального сотрудничества в Северо-Восточной Азии и мало координации и взаимопонимания по вопросам открытости региона Тумэньцзян. 3. Во внутренних районах очень остро стоит проблема вза­имного отчуждения местных администраций и процесс региональной интеграции серьёзно затягивается. В последнее время всё чаще звучат призывы к ликвидации разделения между региональными рынками и продвижению региональной экономической интеграции внутри страны и уже проводятся мероприятия по интеграции северных приморских регионов – дельты реки Янцзы, дельты реки Чжуцзян (Жемчужная) и региона Пекин – Тяньцзинь – провинция Хэбэй. Но мероприятия, на­правленные на интеграцию между местными администрациями всех уровней в подчинённых районах внутренних приграничных провинций ещё редки, коммуникационная инфраструктура между ними не нала­жена, экономическая и социальная политики не скоординированы, в привлечении инвестиций существует острая конкуренция.

Приграничные регионы, в полной мере используя своё выгодное географическое положение, постоянно расширяют региональное сотруд­ничество с соседними странами и это является одним из путей расшире­ния открытости и экономического развития, хотя приграничные регио­ны зачастую достигают разных результатов. Необходимо отметить, что политика регионального сотрудничества направлена только на перео­ценивание международного регионального сотрудничества и пренебре­жение регионального сотрудничества внутри государства, и порочность этой практики очевидна. Говоря конкретнее, у этой ущербной полити­ки есть три показателя. 1. Невозможно создание индивидуального для каждого региона комплекса конкурентных преимуществ. В прошлом, эксперты при анализе региональных конкурентных преимуществ стре­мились рассматривать каждый регион отдельно, а сейчас сравниваются абсолютные и относительные запасы экономических источников регио­нов в целом. На самом деле любой регион не является единым целым, пространственное размещение экономических объектов внутри региона очень сильно отражается на конкурентных преимуществах этой терри­тории. Например, в 90-е гг. XX века шло ускоренное развитие и повы­шались конкурентные преимущества районов в дельте реки Янцзы, и с целью получения выгоды Шанхай и пров. Чжэцзян и Цзянсу создали взаимозависимую систему разделения труда. Для создания конкурент­ных преимуществ внутренним провинциям тоже необходимо укреплять взаимное сотрудничество и координацию. 2. Невыгодно формирование тесного сотрудничества между приграничными провинциями и срав­нительно хорошо развитыми внутренними провинциями и городами. Некоторые исследователи, проводя сравнительный анализ выгодности географического расположения, промышленной базы и источников при­родных ресурсов регионов в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян и западных регионов, приходят к выводу, что выбор места расположения для раз­вития экспортоориентированного производства и их сравнительные пре­имущества находятся в полном противоречии друг с другом, и остаётся только надеяться, что ситуацию можно исправить с помощью привле­чения внешних инвестиций в коммерцию и производство, кроме того, в восточных регионах стоимость интеграции коммерческих цепочек ниже, чем в западных [7]. Некоторые учёные, проводя эмпирические исследо­вания, показывают, что экономика в западной части страны развива­ется быстро, а строительство коммуникаций приведёт к установлению связей между западными регионами и экономическими развитыми вос­точными регионами [8]. Но приграничные регионы не придают значе­ния отношениям и сотрудничеству с внутренними экономически разви­тыми регионами и это может серьёзно отразиться на их экономическом росте. 3. Невозможно активно продвигать международное региональное сотрудничество. С началом реформ открытости, приграничные регионы Китая и особенно приграничные города активно продвигали региональ­ное сотрудничество с соседними государствами, но сейчас, говоря откро­венно, их результаты далеки от идеала. В четвёртой части данной статьи проведён анализ причин их неудач. Но если приграничные регионы и города укрепляли сотрудничество, согласовывая вопросы регионального взаимодействия с местными администрациями, то план сотрудничества составлялся в регионе и у него были шансы получить поддержку цен­тральных правительств всех стран-участниц.

Поэтому, при расширении открытости приграничных регионов следует придавать значение не только международному регионально­му сотрудничеству с соседними государствами, но необходимо повышать уровень межрегионального сотрудничества и внутри страны. При соз­дании пилотной зоны Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь планируется рас­ширить границы открытости региона Тумэньцзян от Яньбяньского ав­тономного округа до г. Хуньчунь, подразумевается, что не только города Чанчунь и Цзилинь и Яньбяньский автономный округ составят единый комплекс освоения, но и усилится региональное сотрудничество внутри страны на трёх уровнях. 1. Установление органичных связей между зо­ной Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь и внутренними регионами провинции Цзилинь. В соответствии с планом строительства пилотной зоны Чан­чунь – Цзилинь – Тумэнь, её создание приведёт к постепенной оптими­зации размещения производства и разделения труда между пилотной зоной и южными, северными и западными районами пров. Цзилинь, к рациональным мероприятиям по строительству трансграничных дорог и инфраструктуры. И тогда повышение консолидированного внутренне­го потенциала и накопленного внешнего приведёт к обоюдному разви­тию всех частей пров. Цзилинь. Одновременное усиление комплексного хозяйствования в регионе реки Сунхуа (Сунгари) и интеграция Чанбай­шаня в систему бережного экологичного хозяйствования приведёт к фор­мированию в масштабах провинции рациональной, последовательной и экологичной структуры открытости. 2. Скоординированное развитие пи­лотной зону освоения и открытости Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь и всех северо-восточных провинций страны. В плане создания пилотной зоны Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь также в полной мере показана важность укрепления сотрудничества с Ляонином, Хэйлунцзяном и Внутренней Монголией. В регионе формируются интеграционная инфраструктура, рациональное размещение промышленности и система разделения тру­да, возрастает роль интеграции, которая обеспечивает обоюдную выгод­ность новой структуры освоения и открытости. В связи с этим обостря­ются проблемы объединения коммуникационных сетей, сотрудничества приморских и внутренних (речных) портов, энергетической кооперации, строительства системы водоснабжения, система разделения труда в промышленности и т. д., и в плане чётко определены основные пункты транспровинциального сотрудничества. 3. Углубление сотрудничества между пилотной зоной Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь и приморскими восточными провинциями. В Китае восточные провинции являются ре­гионами экономической мобилизации всей страны, этот регион облада­ет преимуществами в привлечении инвестиций, технологий и кадров и развитии пилотных зон экономической взаимодополняемости. Укрепле­ние экономического взаимодействия с восточными прибрежными про­винциями, ускорение создания межпровинциальной зоны сотрудниче­ства – важного района привлечения зарубежных инвесторов и мировых брендов, перемещение производства между регионами может привести к активной циркуляции коммерческих цепочек между пилотной зоной и ключевыми пунктами восточных приморских провинций, эффективно стимулировать развитие экономики провинции Цзилинь и расширить региональное сотрудничество в районе Тумэньцзян. Планирование ре­гионального сотрудничества открытого района Чанчунь, открытого рай­она Цзилинь, приграничного региона экономического сотрудничества Хуньчунь и района сотрудничества в прибрежной восточной части стра­ны привело к возникновению многих конкретных соображений.

Вышеописанная ситуация показывает, что пилотная зона расши­рения сотрудничества Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь не только участвует в региональном сотрудничестве в Северо-Восточной Азии и расширении регионального взаимодействия района Тумэньцзян, но и развивает свя­зи с передовыми приморскими регионами. Эффективное стимулирова­ние создания пилотной зоны ЧанЦзиТу поможет получить важный опыт изучения новой модели регионального сотрудничества внутри страны и международного взаимодействия при едином планировании развития внутренних приграничных регионов страны.

4. Международный координационный механизм: от территориаль­ного сотрудничества к созданию многоуровневой платформы сотрудни­чества.

Механизм координирования субрегионального сотрудничества между Китаем и соседними странами несбалансирован, с некоторыми странами довольно быстро сформировался эффективный механизм со­трудничества, с другими – механизм создаётся очень медленно и не очень эффективный. Схема взаимодействия в бассейне рек Ланьцанхэ и Меконг уже сложилась, и она включает отношения между централь­ными правительствами двух стран и отношения региональных адми­нистраций, которые совместно участвуют в многоуровневом консульти­ровании и координировании. Между Китаем и странами Центральной Азии, которые являются мостом между Азией и Европой, тоже формиру­ется механизм субрегионального сотрудничества, уже достигнуты важ­ные результаты и начал создаваться многосторонний механизм коорди­нации в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Но есть и обратная ситуация, когда между многими районами пока ещё не действует эффективный механизм координации, региональное сотруд­ничество в районе Тумэньцзян относятся к таким примерам.

В декабре 1995 г. в рамках Программы развития, разработанной ООН (UNDP), правительства Китая, России и КНДР ратифицирова­ли «Соглашение о создании координационного комитета по освоению региона Тумньцзян», пять государств – Китай, Россия, Южная Корея, Монголия и КНДР ратифицировали «Соглашение о создании консуль­тационного комитета по экономическому освоению региона Тумэньцзян» и «Меморандум о взаимном понимании экологических норм экономи­ческого освоения региона Тумэньцзян». Два ратифицированных со­глашения и меморандум показывают, что период исследовательских изысканий в налаживании регионального сотрудничества в регионе Ту­мэньцзян сменился периодом реализации официальных мероприятий, а сформированные трёхсторонний координационный комитет между Россией, Китаем и КНДР и пятисторонний консультационный комитет между Китаем, Россией, Южной Кореей, Монголией и КНДР создают двухуровневый координационный механизм. Кроме того, два комитета стимулируют сотрудничество в освоении региона Тумэньцзян, посколь­ку играют определённую активную роль, но одновременно проявляются внутренние недостатки их деятельности.

Несмотря на то, что указанные комитеты являются международ­ными организациями под эгидой ООН, у них есть организационная структура, определены их основные обязанности, модель и программа действий, сформулированные в пунктах соглашений, но на самом деле эти комитеты являются лишь международными форумами, а не эффек­тивно работающими международными организациями сотрудничества. Из вышеизложенного можно сделать два главных вывода: 1) с самого основания комитетов принимаемые юридические документы для разви­тия сотрудничества в регионе Тумэньцзян имеют ограниченную силу, а многоуровневый механизм выработки решений не соответствует ожида­ниям; 2) конкретные действия комитетов по развитию сотрудничества в регионе Тумэньцзян не играют подлинную координирующую роль и нет примера международной организации, которая обладает функциями ко­ординации договорённостей. Учитывая эти обстоятельства, можно отме­тить, что региональное сотрудничество в регионе Тумэньцзян не вступи­ло в период многостороннего координирования и оказалось в ситуации, когда каждая сторона самостоятельно развивает сотрудничество.

Исходя из этой ситуации, обязательства основных промоутеров со­трудничества в освоении региона Тумэньцзян берут на себя региональ­ные администрации, развивающие отношения со всеми государствами, а сотрудничество в регионе Тумэньцзян воплощается во взаимодей­ствии местных администраций. Например, ключевые центры региона – пров. Цзилинь, в Китае, префектура Тоттори в Японии, пров. Канвондо в Республике Корея, Приморский край в России основали «Совещание глав правительств регионов бассейна Японского моря» и проводят один раз в году совещание глав правительств регионов, на этом совещании проходят совместные консультации по вопросам сотрудничества и со­вместного развития. В 2000 г. к этому «Совещанию» присоединилась Монголия [9, с. 98]. Среди всех региональных правительств наиболее активную позицию в стимулировании ускорения сотрудничества в осво­ении региона Тумэньцзян занимают пров. Цзилинь, Яньбяньский авто­номный округ и г. Хуньчунь. Например, для создания международной магистрали и ускорения трансграничного экономического сотрудниче­ства пров. Цзилинь и Россия договорились о создании транснациональ­ной зоны экономического сотрудничества Хуньчунь – Хасан, а с КНДР договорилась о создании транснациональной зоны экономического со­трудничества Хуньчунь – Расон.

Региональные правительства всех стран играют важную роль в стимулировании сотрудничества в освоении региона Тумэньцзян, но их компетенция ограничена и их старания не достигают ожидаемых резуль­татов. Режим прохождения таможенного контроля, режим торговых ин­спекций, создание трансграничных зон экономического сотрудничества и инфраструктуры между государствами находятся в ведении централь­ных правительств. В ситуации недостаточного участия центрального правительства и отсутствии чёткого разграничения полномочий, про­странство для манёвра у региональных администраций очень ограниче­но. Например, китайская сторона продвигает сотрудничество с КНДР по линии проекта «дорога – порт» и администрация северокорейского горо­да Расон проявляет в этом вопросе большую заинтересованность, но цен­тральное правительство КНДР не оказывает чёткой поддержки, и этот проект реализуется очень медленно. На самом деле проблема заключа­ется не только в том, что механизм сотрудничества не до конца сформи­рован, существует и проблема свободного прохождения международного коридора в регионе Тумэньцзян, но этот вопрос эффективно не решает­ся. В России не создана полноценная юридическая база сотрудничества, существует проблема монополизации рынков, пропускная способность пограничных пунктов низкая, есть серьёзные противоречия в совмест­ной эксплуатации между центральными, региональными и частными дорогами. Например, несмотря на то, что международная железная до­рога Хуньчунь – Камышовая между Китаем и Россией действует уже более 10 лет, суммарный объём грузоперевозок за этот период составил только 5486 тонн, а с 2005 г. эта дорога вообще перестала функциониро­вать. Внешнее освоение КНДР по-прежнему остаётся в зачаточном со­стоянии, режимы регулирования прохождения таможни, пошлин, про­ектов сотрудничества с зарубежными государствами ещё полностью не сформированы, инфраструктура транзитной зоны Расон крайне отста­лая, стоимость перевозки товаров высокая, а сама перевозка неудобная. Поэтому исходя из реальной ситуации, опираясь только на содействие администраций пров. Цзилинь, автономного округа Яньбянь и г. Хунь­чунь очень трудно придать новый импульс сотрудничеству в освоении региона Тумэньцзян, а план «выхода к морю» очень трудно претворять в жизнь [10].

Таким образом, инновации в механизме координации сотрудни­чества в освоении региона Тумэньцзян заключаются в переходе от со­трудничества между местными администрациями к совместному мно­гоуровневому взаимодействию центральных и местных правительств, поскольку важно сохранить реальные достижения сотрудничества в освоении этого региона и придать новый импульс медленно развивающе­муся региональному сотрудничеству в Северо-Восточной Азии. Раньше у китайского правительства не было новых возможностей для развития инновационного механизма международного координирования освое­ния региона Тумэньцзян. С принятием «Тезисов перспективного плана сотрудничества в освоении региона Тумэньцзян» чётко обозначились ба­зовые направления нового механизма международного сотрудничества в освоении этого региона. К ним относятся инициативы проведения ре­гулярных встреч глав правительств и заместителей глав правительств стран-участниц; на основании уже имеющегося механизма сотрудниче­ства нужно согласовать регулярное проведение форума по экономиче­скому сотрудничеству Северо-Восточной Азии, форума городов региона Тумэньцзян, создать платформу для взаимного обмена информацией и установления контактов между специалистами; расширить полномочия региональных правительств, участвующих в сотрудничестве по освое­нию региона Тумэньцзян.

Исходя из трёх составляющих обновления международного меха­низма координации регионального сотрудничества при активном уча­стии государства и стимулировании регионального сотрудничества, проблемы развития региона Тумэньцзян должны стать главной темой двусторонних встреч лидеров Китая и России, Китая и государств Ко­рейского полуострова, Китая и Монголии, а способность координации повышения уровня регионального сотрудничества и создание междуна­родных коммуникаций помогут сохранить проект сотрудничества и до­стичь реальных результатов принимаемых решений.

Учитывая реальные трудности со сложным и постоянно изменя­ющимся механизмом координации сотрудничества между регионами Северо-Восточной Азии, создание за короткий срок системы эффектив­ного многостороннего сотрудничества сопряжено с довольно большими трудностями. Кроме того, Китаю необходимо, начиная с активного про­движения двустороннего сотрудничества, постепенно создавать схему многостороннего взаимодействия по освоению региона Тумэньцзян. В настоящее время в отношениях с Россией следует воспользоваться вы­годной возможностью, которую предоставляет стратегия великого освое­ния восточной части России (Дальнего Востока и Забайкалья), решить проблемы функционирования российско-китайской железной дороги Камышовая – Хуньчунь, создания инфраструктуры российских погра­ничных пунктов въезда, увеличить их пропускную способность, вынести на повестку дня встреч лидеров двух государств разработку совместно­го плана действий [11]. В отношениях с КНДР необходимо вести пере­говоры на уровне МИДов двух стран о предоставлении КНДР помощи, договориться о заседаниях комитета по китайско-северокорейским свя­зям в области экономики, торговли и техники, напрямую с центральным северокорейским правительством провести консультации о помощи в строительстве прямой дороги Раджин – Юаньтинли, модернизации по­граничного перехода Цюаньхэ, совместного использования портов Рад­жин и Тяньцзинь. В отношениях с Монголией следует решить вопрос о строительстве железной дороги между Аэршань и монгольской Чой­балсан и выстроить повестку дня встреч глав правительств двух стран. После решения этих проблем Китаю необходимо активно симулировать создании координационной структуры в регионе Тумэньцзян и посте­пенно обновлять механизм международного взаимодействия, а для это­го следует сохранять и изучать опыт приграничного субрегионального сотрудничества.

Литература

1. Чжу Сяньпин, Лянь Сяомей. Уроки создания зоны освоения и развития Тумэньцзян и района приграничного экономического сотрудничества Хуньчунь // Комитет по реформам и развитию пров. Цзилинь. Доклад о специальном исследовании пилотной зоны Чанчунь – Цзилинь – Тумэнь. 2007. 10 с.

2. Лу Наньцюань. Анализ тенденций развития китайско-российского торгово-экономического регионального сотрудничества // Рынки России,Центральной Азии и Восточной Европы. 2009. № 9. С. 7-22.

3. Ли Хун. «Два коридора одного района»: тупик и выход // Инновации. 2007. № 2. С. 17-22.

4. Пяо Чэнсянь. Новая ситуация и новые задачи освоения Тумэньцзян // Журнал Яньбяньского Университета (общественные науки). 2006. № 1. С. 58-63.

5. У Хао, Лю Дань. Торгово-экономические и инвестиционные отношения Северо-Востока Китая с соседними государствами // Форум Северо­Восточной Азии. 2005. № 6. С. 46-50.

6. Чжу Лин. Одно из впечатлений от Синьцзяна: оживлённая приграничная торговля // Кафе экономистов. 2007. № 5. С. 45-50.

7. Маркс Тоби. Привлечение иностранных инвестиций для развития китайских регионов: опыт прибрежных провинций бросает вызов западным регионам // Форум экономического развития. 2003. № 3. С. 86-115.

8. Ло Сюйбэй, Чжу Нун. Отсталые западные регионы развиваются и целенаправленно создают транспортную инфраструктуру. Экономический анализ неравенства китайских регионов. Под. ред. Ша Аньвэнь, Шень Чуньли, Чжоу Хэнфу. Пекин: Народное издательство. 2006. 243 с.

9. Ван Шэнлин, Юй Су. Изучение транснационального экономического сотрудничества в регионе Тумэньцзян. Чанчунь: Цзилиньское народное издательство. 2006.

10. Чжу Сяньпин, Ли Тяньцзы. Взаимодополняющее развитие новой стратегии возрождения Северо-Востока Китая и новой стратегии развития Российского Дальнего Востока // Форум Северо-Восточной Азии. 2009. № 4. С. 46-52.

11. Цзинь Сяндун, Цзинь Цисянь. Повторное «потепление» в освоении и открытости района Тумэньцзян // Форум Северо-Восточной Азии. 2008. № 4. С. 20-26.

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.