Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования Ойкумена. Регионоведческие исследования
На главную
Анонс
Последний номер
Архив журнала
Авторам
Редакция журнала
Проекты и дискуссии
Библиотека
Популярное краеведение
Регионоведческие ресурсы
Карта сайта
Напишите нам письмо
Каталог сайтов Arahus.com
Яндекс цитирования
Вернуться в номер
Back to issue
От редактора рубрики

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Тема настоящего номера во многом необычна для нашего журнала. Во-первых, в фокусе внимания «Ойкумены» оказался объект значительно меньшего территориального масштаба, чем те регионы, рассмотрению которых были посвящены предшествующие ее выпуски. Во-вторых, в данном случае наш интерес к этому объекту весьма специален: предметом анализа выступает лишь один из основных структурных уровней социально-территориальной системы – экономический.

При всей рискованности подобного пространственно и дисциплинарно локализованного анализа с точки зрения возможностей корректного соотнесения его результатов со знаниями, полученными в смежных географических и научных областях, он имеет и несомненные преимущества. Сужение предмета исследования позволяет повысить плотность, насыщенность его описания, что дает возможность получать (в заданных предметных рамках) более надежные обобщения и объяснения, и, в конечном счете, выстраивать более обоснованные прогнозы. Последнее, а именно прогностическая направленность, обращенность к изучению перспектив регионального развития составляет третью особенность темы настоящего номера журнала.

Выбор в качестве объекта изучения такого субрегиона РДВ как Приморский край обусловлен не только патриотическими чувствами большинства членов редакционной коллегии «Ойкумены». Место Приморья в структуре дальневосточного региона действительно исключительно. Обладая самым благоприятным и выгодным географическим положением, наиболее значительными демографическими ресурсами, крупным и относительно диверсифицированным экономическим потенциалом, Приморский край имеет объективно лучшие среди дальневосточных субъектов РФ перспективы дальнейшего развития. Широта и богатство спектра возможных вариантов экономической самореализации края в будущем придают особую значимость проблеме определения ее приоритетных направлений. Свое видение отраслевых приоритетов развития экономики Приморского края, оценки текущего состояния ряда ее секторов и контуры их вероятного будущего представляют авторы работ, входящих в эту рубрику.

Открывающая рубрику статья О.Ю. Ворожбит и М.С. Байшевой посвящена традиционной отрасли специализации Приморского края, которая является на сегодня одной из системообразующих составляющих его экономики, – рыбной промышленности. Обращая внимание на неблагополучное состояние продовольственной безопасности страны и региона, авторы статьи выявляют ключевые проблемные блоки, препятствующие восстановлению и дальнейшему развитию рыбного хозяйства края. Перспективы активизации рыбохозяйственной деятельности в Приморье исследователи связывают с кластерной политикой, направленной на интеграцию рыбопромышленников и географически и экономически смежных с ними предпринимательских структур.

Предметом следующей статьи рубрики, подготовленной Е.А. Кузнецовой, является настоящее и будущее транспортного комплекса Приморского края. По мнению автора, именно транспортному обеспечению принадлежит огромная роль в реализации социально-экономического потенциала Дальнего Востока и Приморья. Развитие транспортного комплекса выступает необходимым условием как перехода Приморского края к инновационной модели экономического роста, так и его вовлечения в интеграционные процессы, происходящие в АТР. В статье сформулированы задачи, стоящие перед транспортно-логистическим кластером Приморья, и даны развернутые рекомендации относительно направлений работы над их решением.

Анализ проблематики транспортной отрасли экономики региона продолжает статья Л.В. Родя. В центре представленного автором исследования находится сфера городских автобусных пассажирских перевозок. В последние годы эта сфера становится объектом инновационных, информационно-управленческих преобразований, целью которых является создание «интеллектуального» общественного транспорта. Рассматривая взаимодействие федеральных и региональных органов власти в процессе формирования национальной интеллектуальной транспортной системы, автор оценивает влияние их деятельности на состояние общественного транспорта городов Приморского края.

Перспективам развития туристической индустрии Приморья посвящено исследование О.О. Щур. По мнению автора, создание в крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа может выступить локомотивом развития различных сегментов сферы обслуживания региона и оказать общее позитивное влияние на динамику его социально-экономических показателей. Вместе с тем, ожидаемый кумулятивный эффект от появления в Приморье туристско-рекреационной зоны может быть достигнут лишь при условии предварительного решения целого комплекса препятствующих ее полноценному функционированию инфраструктурных, инвестиционных, экологических и иных проблем.

Редколлегия

Это ознакомительная текстовая версия,
полный вариант статьи в формате pdf
Вы можете скачать по этой ссылке

Наверх В номер В архив На главную

Официальный сайт журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования».
Разработка и дизайн: техническая редакция журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования», 2009 – 2013 гг.